Фрегаты проекта 11540, они же «Ястребы», можно с уверенностью назвать сторожевиками с крайне тяжёлой судьбой. Разработанные и заложенные перед началом горбачёвской перестройки весьма современные корабли, по-большому счёту, оказались ненужными абсолютно никому. Ни в экспортном, ни в варианте для собственной страны. Из планируемых пяти кораблей в строй встали только два: «Неустрашимый» и «Неприступный» (после переименованный в «Ярослава Мудрого»). Третий из заложенных фрегатов — «Туман», достроенный практически наполовину, простоял более 20 лет у причала Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» и в апреле 2016 был отправлен на разборку. К постройке остальных кораблей, получивших заводские номера 404 и 405, даже не приступили. Спущенные же на воду в начале 90-х «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» поступили на Балтийский флот (причём последний только в 2009 году), где стали одними из самых крупных и современных кораблей. Но и там судьба оказалась не самой благосклонной к фрегатам: с начала 2014 и 2015 года оба корабля были поставлены на полномасштабные ремонтно-модернизационные работы. Ещё до их начала сразу стало ясно, что ждать обновлённого старичка «Неустрашимого», ещё с 1993 года бороздившего воды Мирового океана, придётся очень долго, то по его собрату прогнозы были более положительными. И вот, в конце апреля 2016 «Ярослав Мудрый», наконец-то, возвращается в строй Балтийского флота. Главная цель ремонта — газотурбинная силовая установка корабля, производства николаевского предприятия «Зоря» — «Машпроект», несмотря на все санкции с украинской стороны, была успешно отремонтирована и поставлена в строй. Также кардинальной переделке подверглись все основные системы корабля. И в завершение, фрегат получил новый номер.
С одной стороны, повторный ввод в строй сторожевика, спущенного на воду ещё в конце прошлого века, можно назвать весьма малозначительным событием. Мол, сам корабль относительно старый, не идёт ни в какое сравнение с современными фрегатам и корветами и будет только обузой, требующей постоянного ремонта. Тот же «Туман» — третий фрегат в серии, совсем недавно был отправлен на слом.
А с другой — достаточно посмотреть на текущий состав Балтийского флота. По тоннажу ремонтировавшихся «Ястребов» превосходит только один корабль — эсминец «Настойчивый». По автономности плавания — тоже он. По возможности нести противокорабельные ракеты «Уран» на дальность плавания свыше 3000 миль — равных фрегатам проекта 11540 попросту нет.
Если говорить своими словами: на Балтфлоте только данные сторожевики вкупе с «Настойчивым» способны к автономным походам дальней морской зоны, и только они способны запускать смертоносные «Ураны» на подобном отдалении от порта приписки, непосредственно у берегов расширяющегося на восток НАТО. А, значит, нести прямую угрозу флотам европейских держав.
Поэтому все разговоры о том, что необходимости в «Ястребах» на Балтийском флоте нет — не более чем разговоры. «Урановые» сторожевики, как раз то, в чём так нуждается сейчас Балтфлот. Остаётся лишь дождаться успешного ввода в строй «Неустрашимого» и воды Балтийского моря можно считать прикрытыми не только с воздуха, но и с моря.
Автор:Евгений Просвирин Источник фото: f-picture.net