Су-35 называют самолетом поколения 4++. Это глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель, по своим технологиям вплотную приблизившийся к пятому поколению. Перспективную российскую разработку отличает присутствие совершенно нового комплекса авионики, цифровой информационно-управляющей системы, РЛС с фазированной антенной решеткой и увеличенной дальностью обнаружения целей, а также двигателей, позволяющих машине выделывать в небе умопомрачительные кульбиты… Летчики, впервые попробовавшие Су-35, подтверждают — самолет будто бы опровергает законы всемирного тяготения. Некоторые из воздушных «пассажей», которые выполняет Су-35, не доступны более ни одному из стоящих на вооружении боевых самолетов. При этом Су-35 является еще и воюющим истребителем. В его активе — участие в операции российских ВКС в Сирии, где он прикрывал наши штурмовики и бомбардировщики. На догонном курсе Всего, по открытым данным, в операции в Сирии было задействовано до четырех истребителей Су-35. Необходимость в использовании самолетов этого класса появилась после нападения F-16 турецких ВВС на российский Су-24, якобы нарушивший воздушную границу Турции. Именно после того случая все вылеты российских штурмовиков и бомбардировщиков сопровождались самолетами нашей истребительной авиации, способными без компромиссов пресечь любую атаку любого воздушного противника.
Кстати, после того, как в небе над Сирией стала работать четверка Су-35, количество вылетов турецкой авиации (прежде всего тех самых F-16) резко сократилось. Турецким военным оказалось достаточно просто сравнить тактико-технические характеристики двух машин, которые в итоге оказались явно не в пользу их модели — ни по мощности вооружения, ни по динамическим качествам.
Российской машине подвластны уникальные приемы высшего пилотажа. Это не трюки, а именно маневры, позволяющие самолету уходить от средств нападения. В числе выполняемых только на Су-35 фигур — управляемый плоский штопор: особый, критический режим полета. Или «Кобра Пугачева» — когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент «зависает» в воздухе на хвосте, а затем начинает падать носом вниз, после чего вновь выходит в горизонтальный полет. Способность подчинить себе машину в такой ситуации кроется как в мастерстве пилота, так и в «послушности» самого самолета. Су-35 делает возможными любые воздушные приемы. В бою же такие маневры, когда самолет не просто выходит из-под обстрела на догонном курсе, но и молниеносно разворачивается для нанесения удара по своему преследователю — гарантированная победа.
Рекорды в небе и на земле
Вообще, сигнал о применении по самолету управляемого ракетного вооружения — не всегда повод для паники. На современных истребителях маневры по противодействию ракетному нападению отработаны до автоматизма. Но только на Су-35 они сопряжены еще и с уникальными возможностями самой техники. Скажем, уйти от обстрела в заднюю полусферу этот истребитель может, резко набрав высоту. Ракета подобными возможностями не обладает: ее потенциал ограничен ресурсом маршевого двигателя. В итоге, применив форсаж и выполнив при наборе высоты фигуры вращения, истребитель уходит даже от самого современного ракетного оружия.
Добиться виртуозной маневренности Су-35 помогает и система управляемого вектора тяги. По словам конструкторов, управляемое сопло фактически «вписано» в контур управления самолетом. Наличие такой системы позволяет не только маневрировать на высоте, но и, к примеру, сокращать разбег при взлете. Для такого немаленького самолета (а его взлетная масса, по некоторым сведениям, может достигать 34,5 тонны), размер полосы может не превышать 250 метров.
Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 — самая совершенная из всех предшественников. Она отличается более стремительными формами, чем у Су-27, отсутствием носовых горизонтальных рулей, как у Су-30МК. Самолет не просто маневренный — юркий. Он еще и крепкий. Все несущие конструкции здесь выполнены из особо прочного материала — титана. Есть у машины и еще одна особенность: наличие дополнительных топливных емкостей. В итоге, если F-18 может совершать перелеты на дальность до 2700 км, а французский Rafale — и вовсе только на 2000, то наш Су-35 способен преодолевать на одной «заправке» 3600 километров.
Летающее «пианино»
Список уникальных способностей нового российского многофункционального истребителя можно продолжать долго. Мало кто знает, но полет на этой машине едва ли не сразу после взлета может проходить в автоматическом режиме, когда самолет движется согласно полетному заданию. К слову, органы управления Су-35 максимально упрощены. На два рычага выведено управление самой машиной, двигателем, а также прицеливание, пуск ракет и огонь из авиационной пушки. Говорят, что летчики учатся управлять машиной, как игре на пианино: один палец на одной ручке отвечает сразу за семь кнопок.
Уникальные возможности дает Су-35 и современная информационно-управляющая система. К примеру, пилот самолета, являющийся командиром подразделения (звена, эскадрильи), может получать данные о каждой машине в группе. Например, об имеющихся запасах топлива или о количестве боеприпасов. В бою такой «командирский» истребитель принимает на себя функции летающего штаба: благодаря применению цифрового комплекса он оптимально распределяет самолеты по объектам атаки. При этом для назначения целей участие человека даже не требуется: все делает бортовая автоматика.
Правда, бывают ситуации, когда применение технических средств заведомо невыгодно. Например, в ходе недавнего перелета группы Су-35 из Сирии в Россию все самолеты шли в режиме радиомолчания и в плотном строю. Управление в группе осуществлялось по ориентирам — так называемым «строевым огням»: светящимся полоскам, нанесенным на хвостовые части истребителей. В таком плотном построении, да еще и в режиме радиомолчания, идущие в небе самолеты обозначались на радарах не группой, а одной точкой.
Для всех видов боя
Номенклатура вооружения Су-35 позволяет наносить удары по максимально широкому «ассортименту» целей. Скажем, ракета Р27-Т используется для атаки в заднюю полусферу теплоконтрастных целей. Ракета РВВ-АЕ уничтожает воздушные цели на средней дальности. Для ближнего боя есть ракета Р-73: ее особенность в том, что пуск можно производить даже с расстояния в 300 метров, то есть по меркам современной авиации — практически вплотную к цели.
Пушечное вооружение представлено 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1 с боезапасом в 150 снарядов. Еще есть противокорабельные ракеты, высокоточные корректируемые авиабомбы, а также комплект неуправляемых ракет. Общая боевая нагрузка истребителя может достигать восьми тонн — более чем солидный боезапас для самолета подобного класса. Су-35 одинаково уверенно себя чувствует и как истребитель, и как дальний перехватчик, и как бомбардировщик-ракетоносец.
При этом сам истребитель надежно защищен от воздействия высокоточного оружия, благодаря применению комплекса радиоэлектронного подавления «Хибины». Его действие на электронику можно сравнить с воздействием слезоточивого газа на человеческие органы зрения: явных повреждений нет, но симптомы те же — слепота и дезориентация. Упредить удар по самолету позволяет и установленный на Су-35 локатор с фазированной антенной решеткой. Он заранее видит вражеские самолеты: в той же Сирии использование «Хибин» позволяло определить в небе недружественные объекты на дальностях до 400 км. Для сравнения: F-18 видит всего на 200 км, «Рафаль» — на 150. При этом российский радар способен обнаруживать цели даже в условиях активных радиопомех.
Есть у локатора Су-35 и специальный режим «Вертолет», позволяющий вскрывать объекты, находящиеся в небе неподвижно. Радар распознает вертолеты по вращающимся лопастям. Всего наш истребитель может засекать до трех десятков воздушных целей, и при этом восемь из них — одновременно обстреливать. В зоне видимости радара могут находиться и не менее четырех наземных целей, по двум из которых он может вести огонь. Находящийся на вооружении ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon «видит» только десять целей.
По словам первого заместителя начальника научно-технического центра информационно-управляющих систем Сергея Гусева, Су-35 — это первый самолет, на котором реализован принцип централизованного построения бортового радиоэлектронного оборудования. Один дисплей заменяет здесь десяток приборов. На двух расположенных в пилотской кабине больших цветных жидкокристаллических экранах, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая информация. Ее параметры читаемы даже на перегрузках. На самолете также внедрена система двукратного резервирования всех линий. То есть при повреждении машины огнем противника электроника продолжит работать, выдавая пилоту необходимые данные.
Су-35 уже несут службу в составе истребительного авиационного полка объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа. Здесь они выполняют задачи по противовоздушной обороне территории Хабаровского края. В текущем году эти новейшие многоцелевые истребители поступят в авиационное соединение Западного военного округа. А осенью прошлого года было объявлено, что минобороны Индонезии решило заменить эскадрилью из 16 американских истребителей F-5 Tiger на Су-35. По словам главы ведомства Рьямизарда Рьякуду, Индонезия выбрала самолеты «Сухого», потому что пилоты уже привыкли летать на «Су»: на вооружении индонезийских ВВС состоят 16 истребителей Су-27СК/СКМ и Су-30МК/МК2. Кстати, после военной операции в Сирии в мире резко вырос спрос на российское оружие, в том числе на самолеты Су-35. Помимо Индонезии, о намерении купить эти истребители уже заявили такие страны, как Алжир, Пакистан и Вьетнам.