В марте на Камском автомобильном заводе запланировано начало сборки тяжелых грузовиков нового поколения. Речь идет о моделях с самосвальной платформой КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801 и КАМАЗ-65802, которые рассчитаны на работу в горных карьерах, а также на различных видах строительства, в сельском хозяйстве. Новые машины призваны заменить устаревшие самосвальные модели КАМАЗа (6520 и 65201), конструктивно они будут отличаться более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, но главное – они получат новый мотор (Cummins G-класса), производство которого налажено совместно с американской компанией Cummins Inc. в Набережных Челнах. К основным достоинствам нового двигателя относится малый вес, компактность, высокая мощность, более экономный расход топлива, наконец, он отвечает нормам выброса «Евро-5». По словам инженеров, благодаря новому силовому агрегату, а также новой подвеске, у новых автомобилей увеличится грузоподъёмность. Одновременно у машин будет увеличен интервал проведения сервисного обслуживания, появится в новых моделях и автоматическая коробка передач. Как сообщают представители КАМАЗа, полную сборку новых грузовиков будут осуществлять на предприятии в разных цехах: четырехосные модели будут создавать на так называемой площадке сборки оригинальных грузовиков, для трехосных моделях готовят специальный цех сборки. Пока представители завода не заявляют конкретные объемы производства новых грузовиков, нет еще и розничных цен. Однако на заводе предполагают, что в ближайшие несколько лет объем выпуска новых самосвалов превысит уровень производства старых моделей (в прошлом году, например, было продано около 5 тыс. самосвалов КАМАЗ-6520).
КАМАЗ стал часто обновляться
Десятилетиями всем хорошо знакомые "камазы" были практически одними и теми же. Теперь компания довольно успешно обновляет свой модельный ряд. В частности, покупателями был довольно благосклонно встречен новый магистральный тягач КАМАЗ-5490, предназначенный для дальних перевозок. Ранее в этом сегменте господствовали исключительно иностранные производители, теперь же КАМАЗу удалось их потеснить. «Мы эксплуатируем автомобили КАМАЗ 5490, и при пробеге у 60 тыс. км пока у нас больших нареканий нет, посмотрим, как себя покажет эта машина в дальнейшем, - говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК». - У данной модели довольно современная, надежная начинка, основные комплектующие взяты от компании «Даймлер-Мерседес». В итоге у КАМАЗ получился магистральный тягач высокого уровня, он сопоставим с продуктами современных иностранных производителей».
Что же касается новых грузовиков для строительства, но эта техника может оказаться востребованной особенно в свете планируемого оживления новых масштабных государственных проектов, в частности, связанными с возведением объектов для чемпионата мира по футболу в России. «Госзакупки техники для строительства сильно помогают продажам новых грузовиков. Ну а рост продаж КАМАЗа на падающем рынке можно объяснить тем, что грузовики российского производства менее зависимы от растущего курса валют», -- указывает Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Logistic в России.
Положительно влияет на развитие продаж российских грузовиков и государственные программы, которые сохранятся в наступающем году. «Государственная программа стимулирования производства отечественного автотранспорта с помощью лизинга является очень популярным инструментом поддержки бизнеса, -- говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М», - Выделенный объем государственной поддержки дает возможность компаниям сократить свои расходы и обновить автопарк, так что в целом данную программу можно оценивать как позитивную для экономики меру».
Есть и ухабы
Впрочем, у потребителей есть нарекания к российским грузовикам, которые в целом по своей надежности уступают иностранной техники. «Сейчас перевозчики делают выбор в сторону российских грузовиков только в следствии жесткой необходимости, -- считает Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. – Часто, впрочем, вместо нового российского грузовика компании выбирают подержанное иностранное транспортное средство».
Есть претензии к тому же КАМАЗу и в плане сервисного обслуживания. «Хочется, чтобы КАМАЗ в дальнейшем не оставил покупателей один на один со своей техникой, - говорит Дмитрий Иевлев из компании «ПЭК». Продать – это одно дело, но еще надо правильно обслуживать технику. Важно, чтобы КАМАЗ продолжил развивать сеть станций обслуживания, ведь сейчас его дилерские станции расположены преимущественно на европейской части России и немного за Уралом. Стоило бы перенять культуру обслуживания техники у того же «Мерседес» и других европейских коллег. При этом стоимость запасных частей и обслуживания у КАМАЗа должна быть на уровне цены на саму технику».
В целом же по итогам прошлого года продажи грузовиков в России, по данным компании «Автостат», упали на 42% (до 51 тыс. единиц). Текущий год обещает также быть трудным. «Обновление грузовых корпоративных парков в 2016 году будет у большинства игроков рынка заморожено или сокращено до минимума, - указывает Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики компании «Молком». - Причины общеизвестны: продолжительное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам, низкая доступность кредитных и лизинговых инструментов, снижение объемов перевозок».