В Поволжье в торжественной обстановке открыто крупное оборонное предприятие, еще один завод, входящий в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». В церемонии официального запуска Нижегородского завода 70-летия Победы приняли участие президент России Владимир Путин, вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу, а СМИ уже успели «обозвать» предприятие не имеющим отечественных аналогов по объемам и масштабам поставленных задач. Нижегородцы обойдутся без полигонов Площадка нового завода буквально примыкает к территории Нижегородского машиностроительного завода (он же — бывший «Новое Сормово», Горьковский машзавод). Площадка внушительная, более 60 гектар. Четыре производственных корпуса общей площадью 147 тысяч квадратных метров. Сегодня, как сообщает «РГ», на новом заводе уже работает 1300 человек (35% - технологи и конструкторы), но уже к концу этого года общее количество работников обещано довести до 2,5 тысяч человек. Губернатор Валерий Шанцев успел пообещать: «Передовые технологии, которые используются на новом заводе, будут внедряться и на других нижегородских предприятиях. Эту работу мы уже начали совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей».
Во время экскурсии по заводу Путину показали в частности, корпус сборки и испытаний готовой продукции — дело в том, что имеющиеся там испытательные стенды позволяют проводить тестирование техники на месте, без отправки на полигоны. По официальным данным, общий объем инвестиций в создание в Поволжье двух новых заводов по производству новейших систем противовоздушной и противоракетной обороны («Кировское машиностроительное предприятие» было торжественно открыто в феврале 2016 года) составил 54 миллиарда рублей.
Де-юро и де-факто
Строить Нижегородский завод 70-летия Победы начинали в 2011 году с расчетом успеть — как видно из названия — к 2015 году. Так, по сути, и получилось. В сентябре прошлого года выяснилось, что еще даже не открытый официально завод в Нижнем Новгороде стал участником оборонзаказа. «Предприятие получило госзаказ на производство компонентов зенитно-ракетных систем С-400, тех, что сейчас массово идут в войска», — заявлял тогда заместитель гендиректора концерна «Алмаз-Антей» Александр Коваль. Действительно, о ракетной системе большой и средней дальности С-400 «Триумф» (или «Ворчуне», по версии НАТО), как комплексе, предназначенном для уничтожения всех современных, а равно и перспективных средств воздушно-космического назначения, мир узнал задолго до событий в Сирии. А конкретно до ноября 2015 года, когда ракетный комплекс заступил на дежурство на российской авиабазе «Хмеймим» после того, как турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24М, участвовавший в операции против террористов на севере Сирии.
Так стоит ли бояться «Прометея»?
Как значится на сайте Кремля, сегодня Нижегородский завод 70-летия Победы помимо С-400 выпускает еще и зенитные ракетные системы С-500, «Витязь», радиолокационные комплексы «Небо-М», «Ниобий». То есть, практически самые «сливки», то, чем живет российская ПВО, и чем будет жить в ближайшем будущем. Тот же С-500 «Прометей», который с самого начала позиционируется как будущая основа для единой системы противоракетной обороны России, еще даже не поступил на вооружения в войска. Однако он уже сейчас вызывает серьезное, скажем так, замешательство на Западе, поскольку еще его предшественник — тот же С-400 — по многим своим характеристикам заметно обошел «штатный» американский комплекс «Патриот». Чего уж ждать, от новой российской разработки, ставшей объектом самых невероятных слухов и домыслов по поводу всех «быстрее-выше-сильнее», которую, к тому же, прямо позиционировали как эффективный ответ на приближение американской ПРО к российским границам. По некоторым данным, С-500 запросто сможет уничтожать гиперзвуковые крылатые ракеты с крейсерской скоростью от 5500 километров в час, низкоорбитальные спутники и космические средства поражения, запускаемые с гиперзвуковых самолётов, ударных гиперзвуковых беспилотников и орбитальных платформ. И может, конечно, простое совпадение, но когда в феврале 2013 года под Челябинском взорвался метеорит, то некоторые СМИ всерьез рассматривали в качестве версии удачный (или неудачный) выстрел российских зенитчиков.
Больше, чем планировал президент Путин
«От мирного неба ключи только у Господа есть, а этот — пригодится», — эту фразу, уже растиражированную СМИ, Владимир Путин произнес, когда ему на Нижегородском заводе 70-летия Победы вручили копию ключа для запуска радиолокационной станции «Небо-М» — мол, вот они, «ключи от неба».
По словам Путина, появление этого завода — во многом результат того, что существующие российские оборонные предприятия попросту не справляются с объемами заказов по экспортным контрактам. «Экспорт российской продукции военного назначения в 2015 году оказался даже больше, чем мы планировали, и составил 14,5 миллиарда долларов, — заявил президент чуть позже, на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами. — В прошлом году были подписаны новые контракты на сумму свыше 26 миллиардов долларов. Мы превысили прошлый максимум, который у нас был в 2013 году. Таким образом, объём экспортного портфеля вооружений и военной техники впервые с 1992 года достиг отметки в 56 миллиардов долларов». И это на фоне почти прекратившегося (и пусть что не по инициативе России), потухшего военно-технического сотрудничества России со странами Евросоюза…
Пояснил президент и почему для такого знакового завода был выбран именно Нижний Новгород. «Здесь уже есть машиностроительное предприятие такого же профиля и выпускающее такую же продукцию, по сути, но только предыдущего поколения (на Нижегородском машиностроительном заводе собирался, например, ракетный комплекс С-300). Исходили из того, что все-таки компетенция, уровень подготовки рабочих, инженеров, всех, кто работает в этой сфере, поможет выйти на совершенно новую, неизведанную пока ступень производства такой техники», — цитирует президента сайт Кремля. |