Главная » 2016»Апрель»9 » Ми-28НЭ доказал свое превосходство на рынке вооружений после Сирии.
12:45
Ми-28НЭ доказал свое превосходство на рынке вооружений после Сирии.
Когда-то российский вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» проиграл американскому AH-64D Apache Longbow на индийском тендере. Индия тогда выбрала «американца». Словно в подтверждение того, как индийские партнеры ошиблись, в Сети появилось видео применения российского вертолета в Сирии. Эффективная работа «Ночного охотника» в реальных боевых условиях усилит позиции экспортной модификации Ми-28Н на мировом рынке вооружений, считают эксперты. Минобороны России в начале апреля показало боевое применение вертолета Ми-28Н в Сирии. «Ночной охотник» работал по боевикам ИГИЛ близ города Эль-Карьятейн. Спустя неделю вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин опубликовал сразу несколько видеозаписей с атаками Ми-28Н на объекты запрещенной террористической группировки ИГИЛ. Ни спрятаться в зданиях, ни уйти от атаки на бронетехнике боевикам тогда не удалось. Ми-28Н «Ночной охотник» (по кодификации НАТО: Havoc — «Опустошитель») — советский и российский ударный вертолёт производства холдинга «Вертолёты России», предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.
Неуязвимый «Ночной охотник»
Стоит отметить, что высокая выживаемость вертолета в боевых условиях обеспечивается не только за счет 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики, но и за счет серьезных средств радиоэлектронного подавления.
Тем не менее в комментарии к размещенному в Сети видео Рогозин пообещал, что новая техника, вооружение, средства наведения и связи «будут еще круче». Это подтвердил и гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. В частности, вертолет будет оснащен новейшим бортовым комплексом обороны «Президент-С», который повысит защиту от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами и ракетами класса «воздух-воздух».
«Установка "Президент-С" защитит наши вертолеты от поражения ПЗРК противника и обеспечит высокий уровень безопасности полетов», – заявил Михеев во время посещения нового предприятия радиоэлектронной промышленности «Стелла-К».
Устанавливать бортовой комплекс обороны, по его словам, планируется на вертолеты Ми-28НЭ в 2017 году. Необходимость дооснащения таким комплексом, по словам экспертов, связана с усилением террористической угрозы и появлением у террористов большого количества ПЗРК.
Между тем это только усилит конкурентные преимущества Ми-28 на мировом рынке вооружений. Ведь комплекс «Президент-С» показал свою эффективность во время испытаний: когда вертолет обстреливался из ПЗРК, ни одна из ракет не поразила цель.
«Установка современного высокоэффективного бортового комплекса обороны "Президент-С" будет проводиться не только на новые вертолеты в рамках поставочных контрактов, но станет важной составляющей программы модернизации вертолетной техники в интересах инозаказчиков проводимой совместно с КРЭТ», – подчеркнули в пресс-службе холдинга «Вертолеты России».
Вне конкуренции
Разработанный и проходивший доработку в 80-х годах вертолет Ми-28Н в иностранной прессе упоминался как продукт холодной войны и считался основным конкурентом американскому AH-64D Apache. Однако в России Ми-28 конкурировал с Ка-50 и успешно выиграл «соревнования» в апреле 1986 года. Тогда в ходе совместных полетов на Гороховецком полигоне экипаж Ми-28А на малой высоте обнаружил все 25 целей, не будучи обнаруженным, а летчик Ка-50 на значительно больших высотах смог обнаружить только две цели.
Тогда это стало основанием для продвижения многоцелевого Ми-28 в российских войсках. Начальник Генштаба армии Юрий Балуевский в 2005 году заявлял, что основным боевым вертолетом будет Ми-28Н «Ночной охотник», а вертолеты Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа.
«Ми-28 оказался более приспособленным к постоянно меняющимся условиям современного боя того времени, он был более привычным из-за расположения двух членов экипажа и менее дорогостоящими для производства в необходимом количестве», – пишет иностранный портал militaryfactory.com.
Между тем иностранные заказчики продолжают сравнивать экспортный вариант Ми-28Н и американский Apache. Несмотря на то что за время боевого использования «Ночного охотника» не было зафиксировано ни одного случая потери вертолета, а за время использования вертолета Apache было потеряно девять машин, некоторые иностранные заказчики выбрали машину производства США. В частности, Индия закупила американские машины. Однако эксперты объяснили это стремлением Индии в вопросе вооружений «не класть все яйца в одну корзину».
«Они стремятся закупить оружие сразу у нескольких стран, в том числе у России, Евросоюза, США и Израиля», – прокомментировал ситуацию телеканалу «Звезда» авиаэксперт, военный летчик в отставке Дмитрий Дрозденко.
Совершенствование и модернизация
Тем не менее планы российского авиапрома по модернизации вертолета могут значительно продвинуть российскую машину среди иностранных аналогов.
«Ми-28НЭ – экспортный вариант вертолета, который был доработан с учетом пожеланий индийских военных. Если бы эти пожелания заключались в том, чтобы он мог уничтожать бронетехнику на расстоянии 16 километров, то наша наука и оборонная промышленность вполне смогли бы это обеспечить. У нас есть противотанковые ракеты, которые летают на большие расстояния, и доработать их для установки на экспортный вертолет Ми-28 было бы вполне реально», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.
Внимание в вопросах модернизации уделяется не только вооружению и средствам целеуказания, но и радарам. В частности, в 2016 году ударные вертолеты Ми-28Н получат мачтовый радар N025. Об этом еще в прошлом году сообщал иностранный портал janes.com.
«Военные завершили испытания радара N025 на трех вертолетах. Начиная со следующего года он будет выпускаться серийно для установки на новые вертолеты Ми-28Н», – сообщал портал.
Сегодня на экспортный вариант Ми-28НЭ вертолета установлена упрощенная версия радара N025E.
Учитывая то, что Ми-28 является основным ударным вертолетом российской армии, непрекращающуюся модернизацию боевой машины, а также успешное применение вертолета в Сирии, его экспортная модификация обязательно найдет своих покупателей за рубежом.
Автор: Михаил Рычагов Фото: «Вертолеты России»/Минобороны России