Недавно министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сообщил о ходе реализации опытно-конструкторских работ по созданию многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Испытания опытного образца А-100, созданного на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, и его первый полет, который состоялся в ноябре 2017 года, подтвердили правильность принятых технических решений. "Проверены аэродинамические характеристики самолета А-100 с установленным антенным обтекателем, работа всех самолетных систем и радиотехнической аппаратуры", - сказал военный министр. Впервые радиотехнический авиационный комплекс перспективного самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 был испытан на летающей лаборатории А-100ЛЛ, созданной на платформе самолета А-50, базой для которого стал военный транспортник Ил-76. Серийные образцы комплекса А-100 будут выпускаться на базе модернизированного Ил-76МД-90А. На фюзеляже самолета предусмотрен специальный обтекатель с антенной, содержащей активную фазированную решетку, способную быстро наращивать радиолокационное поле в заданном операционном направлении. Новейшее специальное радиотехническое оборудование может вести поиск целей в воздухе, а также участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на воздушные, наземные и морские цели. Авиационные комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 и А-50У, которые стоят сейчас на вооружении, будут постепенно заменены на новые А-100, которые называют русскими "Аваксами" (AWACS - Airborne Warning and Control System) или воздушными локаторами, которые могут "освещать" зону боевых действий на 360 градусов. Несколько ранее министр обороны Сергей Шойгу сообщал, что серийно МАК РЛДН А-100 начнут поставляться в российскую армию в 2020 году.
Опытный образец самолета радиолокационного дозора и наведения А-100 перед первым полетом. Таганрог, 18.11.2017. Источник: АО "Объединенная авиастроительная корпорация"
Минобороны России опубликовало видео совместной тренировки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50У с перехватчиками МиГ-31БМ.
Задачей перехватчиков было предотвратить прорыв системы ПВО и массированный авиаудар по стратегическим военным и промышленным объектам. В роли противника выступали истребители Су-30СМ и Су-35С. Навстречу "нарушителям границы" поднялись сверхзвуковые перехватчики МиГ-31БМ из состава дежурных сил ПВО. Их экипажи в режиме реального времени получали от А-50У координаты и параметры движения "вражеских" самолетов. - Каждая из целей была условно поражена ракетами на расстоянии более 100 километров, - рассказали в военном ведомстве. 100 километров - далеко не предел для МиГ-31. Этот уникальный перехватчик установил мировой рекорд дальности прицельной стрельбы - он способен поразить воздушную цель управляемой ракетой на вторе большем расстоянии. С самолетом ДРЛО МиГ-31 обменивается информацией в автоматическом режиме. Экипаж "летающего радара" на базе Ил-76 10 человек, пятеро из них - операторы мощного радара, чья закрепленная на фюзеляже антенна подарила А-50У прозвище "самолет-гриб". А-50 контролирует воздушное пространство в радиусе 800 километров и может одновременно сопровождать до 300 целей, передавая их координаты истребителям и наземным средствам ПВО. Самолеты ДРЛО ВКС России базируются в Иванове.