С февраля этого года безопасность главной базы Тихоокеанского флота, Владивостока, обеспечивают расчеты нового ЗРПК «Панцирь-С2». Речь идет о продолжении прекрасно зарекомендовавшей себя серии зенитных ракетно-пушечных комплексов, способных выставить эффективную защиту от максимально широкой линейки средств воздушного нападения – от беспилотного летательного аппарата до крылатой ракеты. На боевое дежурство по прикрытию воздушного пространства над главной базой ТОФ заступил целый дивизион новых «Панцирей». До этого, как сообщает пресс-служба флота, его расчеты прошли курс подготовки для работы на новой технике и даже провели учебные стрельбы по различным видам мишеней на полигоне Ашулук в Астраханской области. Всей мощью огня О том, что в самое ближайшее время в войска поступит модернизированный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С2», еще осенью прошлого года сообщал начальник ПВО и ПРО ВКС России генерал-лейтенант Виктор Гуменный. Он подчеркнул, что комплекс уже прошел установленные типовые испытания, а его поступление на вооружение будет осуществляться параллельно с постановкой в боевой строй систем С-400. Дивизионы ЗРПК войдут в состав полков С-400 в качестве средства обороны от авиационных средств поражения в ближней зоне, отметил генерал Гуменный, уточнив, что речь идет в том числе о защите от крылатых и противорадиолокационных ракет.
Своеобразная обкатка нового комплекса состоялась в сентябре прошлого года на полигоне Ашулук в ходе масштабных учений «Боевое содружество – 2015». Комплекс оснащен скорострельными 30-миллиметровыми автоматическими пушками 2А38М и управляемыми ракетами с границами зоны поражения до 18–20 километров по дальности и до 15 километров по высоте. Многоканальная система захвата и сопровождения целей полностью совмещена с ракетно-артиллерийским вооружением, создавая непрерывную зону перехвата.
В одном из учебных боев во время упомянутых учений «Панцирь», прикрывавший, по легенде, колонну своей техники, сходу поразил ударный беспилотник. Вообще, цели, летящие на сверхнизких высотах, – конек этого комплекса. С ними он расправляется без особого труда. Причем скорость, с которой могут двигаться воздушные объекты, превышает тысячу метров в секунду, а поражать этот ЗРПК способен одновременно до четырех целей.
Невидимый купол
От предыдущей модификации «Панциря» обновленный комплекс отличается наличием радара с улучшенными характеристиками и расширенной ракетной номенклатурой. Двухдиапазонная трехкоординатная радиолокационная станция сопровождения цели и ракет вскрывает и сопровождает воздушные объекты по всему горизонту, обнаруживая их на дальности уже в 36 километров. Учитывая время реакции – до шести секунд, а также скорость полета цели – до километра в секунду, объект будет гарантированно уничтожен сразу после его попадания в зону поражения систем вооружения.
Так, для 30-миллиметрового спаренного зенитного автомата такая зона наступает уже на расстоянии четыре километра. Стоит сказать, что у тех, кто хоть раз наблюдал за реальным применением пушечной системы 2А38М, нет сомнений: преодолеть эту сплошную стену огня (а скорострельность этого оружия достигает пяти тысяч выстрелов в минуту) невозможно.
«Панцирь» – визитная карточка Тульского КБП и его дочернего предприятия «Щегловский вал». Тульские оружейники убеждены: аналогов этому ЗРПК сегодня в мире нет и в ближайшее время вряд ли предвидится. В данном комплексе обеспечено уникальное сочетание всего спектра задач противовоздушной обороны – от обнаружения и сопровождения целей до непосредственно огневого воздействия по ним. Добавим сюда возможность монтажа элементов комплекса на универсальное шасси автомобилей высокой проходимости либо гусеничной техники (например, на базу БМП-3 или МТЛБ).
Для этих машин нет бездорожья. Они могут встать в любом месте, выйти и выполнить задачу как в одиночном порядке, так и в группе зенитных средств, обмениваясь информацией по закрытым каналам связи. По мнению военнослужащих ПВО – основных эксплуатантов данного комплекса, преодолеть создаваемый им невидимый защитный купол не способны ни существующие, ни перспективные средства воздушного нападения.
О надежности «Панцирей» говорит такой факт. Во время испытаний локаторов на производстве эти устройства ставят на специальный стенд, где их длительное время подвергают мощному вибрационному воздействию. Фактически имитируются условия применения и транспортировки. Кроме того, в обязательном порядке проводятся климатические испытания: оборудование проверяется в специальных камерах, где создается температурный режим от минус 50 до плюс 60 градусов. Каждый локатор выдерживается в такой камере до нескольких суток, в течение которых проводится исследование характеристик оборудования.
Если снятые данные положительны, изделие получает право быть установленным на комплекс. По словам гендиректора «Щегловского вала» Владимира Попова, именно такими жесткими методами обеспечивается максимальная надежность, заданная в требованиях технической документации. «Изначально к разрабатываемой РЛС были выставлены строгие требования, поэтому сегодня до и после сборки каждый локатор проходит очень большой объем механических и климатических испытаний, чтобы соответствовать всем параметрам», – подчеркивает глава предприятия.
На страже сирийского неба
Расчетам ЗРПК «Панцирь-С2» доверено сегодня нести боевое дежурство на авиабазе Хмеймим, прикрывая совместно с С-400 группировку ВКС России, действующую в Сирии. Кстати, изюминкой комплекса является возможность его применения как по воздушным целям (самолетам, вертолетам, дистанционно пилотируемым летательным аппаратам и высокоточному оружию), так и по подвижным наземным объектам.
Автоматическая пушка 2А38М использует бронебойно-зажигательные патроны с начальной скоростью полета в 960 метров в секунду. Такие характеристики оружия позволяют поражать, к примеру, бронетранспортеры, БМП. При этом «Панцирь» во время работы гарантирует защиту своей аппаратуры от любых помех, обеспечивает высочайшую точность целеуказания, а кроме того, работает в автоматическом режиме до момента принятия решения о нанесении огневого удара.
«ЗРПК типа «Панцирь», как и задавалось ранее, должен оставаться и интерпретироваться как средство ПВО ближнего действия непосредственного прикрытия, а, к примеру, ЗРК «Тор-М2» – использоваться в качестве широко применяемого многоканального средства ПВО малой дальности», – полагает генерал-лейтенант в отставке доктор технических наук Александр Лузан. При этом, по мнению генерала Лузана, ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1» и «Панцирь-С2» являются не конкурирующими между собой, а взаимно дополняющими перспективными средствами ПВО, которые должны использоваться каждый в своей нише и по своему предназначению.
Надежность и востребованность российских зенитных ракетно-пушечных комплексов подтверждается и значительным количеством заказов на поставку этой боевой техники за рубеж. Так, комплексы предыдущего поколения, «Панцирь-С1», уже закупил целый ряд стран, среди которых Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, Иран, Оман, Алжир. По словам заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, курирующего оборонно-промышленный сектор, заявки на российские зенитные ракетно-пушечные комплексы сделаны уже до 2019 года, в связи с чем идет речь о наращивании мощностей российских предприятий-изготовителей.