Главная » 2016»Апрель»26 » Невидимый уничтожитель: охотник за минами выходит в море.
09:50
Невидимый уничтожитель: охотник за минами выходит в море.
Корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов», построенный на Санкт-Петербургском судостроительном предприятии «Средне-Невский судостроительный завод» по проекту ЦМКБ «Алмаз», едва не стал жертвой санкционных козней Евросоюза. Подписание приемного акта затянулось из-за отсутствия системы поиска мин, которую согласно контракту должна была поставить французская сторона. В итоге этот базовый тральщик проекта 12700 «Александрит», будучи почти готовым к постановке в боевой строй Военно-Морского Флота России, едва не замер навсегда у причальной стенки одной из военно-морских баз… Противоминные инновации Уведомление о том, что оборудование для поиска мин «попало под санкции», французы направили в Россию еще в августе 2015 года. К счастью, «Александру Обухову» не суждено было повторить судьбу печально известных "Мистралей". Как заявил тогда же гендиректор Средне-Невского завода Владимир Середохо, к апрелю 2016 года на корабль должно быть поставлено альтернативное оборудование другого производителя. В установленный срок корабль вышел на заводские ходовые испытания, в ходе которых были протестированы мореходные качества судна, а также характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Проверки производились на различных режимах работы: экономичном, крейсерском, полном и самом полном ходу, при работе всех двигателей. Испытания показали: корабль готов к походам.
Уникальность тральщика этого проекта в том, что это первый корабль в классе минно-тральных кораблей, построенный из композитных материалов. У «Александра Обухова» - самый большой в мире корпус из монолитного немагнитного материала - свыше 60 метров. Эта технология в российском военном кораблестроении применена впервые, при этом возможности Средне-Невского завода позволяют создавать корпуса из монолитного стеклопластика длиной до 80 метров. По данному показателю это российское предприятие - единственное в мире!
Достоинством немагнитного корпуса является, прежде всего, «невосприимчивость» магнитными минами, а также более высокая в сравнении со стальными корпусами прочность. Подсчитано, что срок службы такого корабля как минимум в три раза больше, чем у того, чей корпус изготовлен из стали. При этом стеклопластик - это меньшая масса, а, значит, и более высокая скорость хода. Кстати, на тральщике установлены отечественные двигатели петербургского завода «Звезда», которые также изготовлены из маломагнитной стали.
Они позволяют кораблю при полном водоизмещении двигаться со скоростью 16,5 узлов. Вообще, тральщик буквально напичкан инновационными решениями. Прежде всего, это высокоэффективные гидроакустические станции, которые смонтированы как в корпусе, так и на выносных телеуправляемых подводных аппаратах. Одновременно корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение, в том числе парный контактный трал ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», одинарный универсальный контактный трал ОУКТ-Б, универсальный широкополосный акустический трал ШАТ-У. Защиту корабля от нападения обеспечит легендарная 30-мм артустановка АК-306 с боекомплектом в полторы тысячи выстрелов, 14,5-мм пулемет МТПУ и комплект ПЗРК «Игла».
Морские «саперы»
В свое время сама система рейдовых тральщиков два не уступила место… вертолетам! Одно время было решено, что с воздуха вести траление можно вести на большой скорости и при куда меньшей опасности подрыва на минах. А применение вертолетов для этих целей в Южно-Китайском море у берегов Вьетнама и в Суэцком канале было признано американцами еще и более экономичным, чем кораблями. Однако воздушный способ траления имел ощутимые недостатки, прежде всего, зависимость от погоды и, времени суток. Кроме того, с воздуха нельзя было тралить мины, выставленные на больших глубинах. В нашей стране практика воздушного траления хоть и была опробована, продолжения не получила: по признанию летчиков, пилотирование при выполнении таких задач оказалось сравнимым с самыми рискованными цирковыми трюками.
Не случайно ставка и у нас, и на Западе была сделана на корабли противоминной обороны. В 1990-х годах американская компания Swiftships Inc. по заказу ВМС Египта построила три 35-метровых стеклопластиковых тральщика водоизмещением менее 200 тонн. Четыре корабля, построенных из композитных материалов и оснащенных буксируемым гидролокатором бокового обзора и подводными аппаратами для поиска мин пополнили шведский флот.
Российские корабли проекта «Александрит» («Александр Обухов» - первый из них) - на порядок превосходят зарубежные аналоги. Водоизмещение наших тральщиков – 890 тонн, а предназначение корабля соответствует концепции активного «охотника за минами». Дело в том, что современные морские мины имеют многоканальные комбинированные взрыватели, которые позволяют противодействовать контактным и неконтактным тралам. Борьбу с такими минами можно вести только методом активного поиска и уничтожения автономными подводными аппаратами. Ну и самое главное - корпус из стеклопластика кораблей российского проекта существенно снижает уровень физических полей, на которые срабатывают морские неконтактные мины.
Еще одним способом снижения заметности тральщика, примененным в проекте «Александрит», является монтаж некоторых агрегатов на амортизирующие основания, поглощающие вибрации. Для корабля, чье предназначение - «разминирование» моря, эти показатели находятся в числе приоритетных. Стоит также отметить, что в море тральщик может находиться до 10 суток, покрывая расстояние в 1680 морских миль. Созданные на корабле удобства для экипажа (всего на тральщике будут проходить службу 44 моряка) тоже по-своему революционны. Так, кают-компания на «Александре Обухове» может трансформироваться в кинотеатр. Есть здесь и собственная баня.
Многоликий композит
По мнению гендиректора Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо, у композитного направления в судостроении - отличные перспективы. «Композитная система позволяет заменить последовательные операции по сборке частей, блоков, секций корабля, изготавливаемого в металле, на одновременный процесс, - отмечает Владимир Александрович. - Создание корпусной оболочки корабля из композита укладывается в три этапа - подготовка матрицы, укладка композитной ткани и, наконец, пропитка (ламинирование).
Работа занимает 4-5 месяцев, при этом такой метод экологически чистый, ведь «ламинат» формируется в закрытой оболочке. Кроме того, повышается качество продукции. Мы получаем равномерную плотность конструкции, что в десятки раз повышает ее сопротивляемость попаданию воды, повышает морозоустойчивость».
С учетом не самой дружественной позиции зарубежных поставщиков предприятие сегодня все более активно использует отечественные композитные ткани. Изначально, по словам Владимира Середохо, завод работал с импортными материалами: на это была ориентирована сама технология инфузионного метода. «Сейчас в рамках импортозамещения мы получили российские аналоги и заменители, я имею в виду и ткани, и смолы, - подчеркивает глава Средне-Невского завода. - В России есть два основных поставщика, один из которых специализируется на стеклотканях, а другой - на углетканях. У меня нет сомнения, что с российскими тканями и компонентами результат будет соответствовать мировым стандартам, тем более что спрос на композитные материалы постоянно растет».
Интересно, что применение композита в кораблестроении приветствуется не только военными. Дело в том, что если на кораблях ВМФ востребована защищенность по физическим полям, то у гражданских заказчиков в приоритете – высокие скоростные характеристики судов, изготовленных из этого легкого материала, низкие эксплуатационные расходы на содержание таких судов. Не случайно на том же Средне-Невском заводе помимо создаваемых для ВМФ России и зарубежного заказчика минных тральщиков из полимерных композиционных материалов ведется строительство углепластикового 150-местного пассажирского катамарана, катеров патрульно-инспекционной службы и даже серии буксиров-толкачей, способных передвигать баржи грузоподъемностью свыше 4 тысяч тонн!
В апреле прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась торжественная закладка теперь уже серийного корабля противоминной обороны проекта «Александрит». По приказу главкома ВМФ России тральщику было присвоено наименование «Георгий Курбатов». Как отмечает начальник управления кораблестроения ВМФ капитан 1 ранга Владимира Тряпичникова, благодаря строительству кораблей данной серии «мощь минно-тральных сил Военно-Морского Флота России значительно усиливается». Планируется, что корабли данного проекта станут основой корабельных сил противоминной обороны. В 2014 года СНСЗ подписал контракт с Минобороны России на строительство трех серийных тральщиков этого проекта. Согласно условиям контракта их сдача запланирована в период с 2016 по 2018 годы. А всего, как ранее заявлял заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, состав российского ВМФ в ближайшие 20-30 лет могут пополнить около трех десятков кораблей противоминной обороны.