Главная » 2016»Декабрь»14 » ОДК развивает новейшие технологии рентгеновского контроля качества деталей авиадвигателей.
14:24
ОДК развивает новейшие технологии рентгеновского контроля качества деталей авиадвигателей.
Московское АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) разработало и успешно применяет в целях контроля качества деталей авиационных двигателей новейшие технологии рентгеновского контроля. Рентгеновский контроль позволяет обнаружить внутренние дефекты (трещины, поры, раковины, рыхлоты и т.д.) деталей двигателей. Проверка качества продукции проводится как на стадии производства, так и в ходе эксплуатации и ремонта с целью обнаружения дефектов или изменения свойств материалов. «Мы активно осваиваем новейшие технологии в области неразрушающих методов контроля, — говорит главный инженер АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“ Юрий Нуртдинов. — Одним из наиболее важных и широко применяемых методов является рентгеновский контроль. Нами введен в эксплуатацию уникальный панорамный аппарат с микрофокусной трубкой и выносным анодом, который применяется для решения задач контроля сварных швов деталей сложной формы, когда геометрия изделия не позволяет производить сьемку с расположением источника ионизирующего излучения с внешней стороны детали. Таких аппаратов в России — единицы». «Внедрение в производство аппарата с микрофокусной трубкой позволило решить одну из наиболее важных задач рентгеновского контроля — увеличение разрешающей способности» Действие аппарата основано на регистрации и анализе ионизирующего излучения после его взаимодействия с объектом контроля. При помощи аппарата источник ионизирующего излучения вводится через отверстие внутрь детали, и проводится сьемка, при этом кассета с пленкой остается снаружи. Результатом является снимок на рентгеновской пленке или цифровом носителе.
Применение данного аппарата позволило существенно снизить трудоемкость процесса контроля сварных швов изделий со сложной геометрией и тем самым значительно разгрузить производство. Если сопоставить процесс рентгеновского контроля детали «Барабан» традиционным способом с использованием сложных специальных приспособлений и применение микрофокусной панорамной трубки с выносным анодом, то трудоемкость операции удалось снизить с 10 до 2 часов.
Внедрение в производство аппарата с микрофокусной трубкой позволило решить одну из наиболее важных задач рентгеновского контроля — увеличение разрешающей способности. Данное оборудование позволяет гарантированно выявлять при малом фокусном расстоянии дефекты величиной порядка 0,1 мм.
Важным этапом при проведении операции рентгеновского контроля является процесс расшифровки полученных снимков. Так как информация о годности детали по результатам рентгеновского контроля зависит от правильной интерпретации полученных изображений и точной классификации найденных дефектов, большую роль играет опыт специалистов. Поэтому на участках рентгеновского контроля работают высококвалифицированные аттестованные дефектоскописты.
На «Салюте» оборудовано уже несколько участков рентгеноконтроля, где проверяются сложнейшие детали: крупногабаритные литые корпуса из титановых, магниевых и алюминиевых сплавов; пустотелые турбинные лопатки из жаропрочных никелевых сплавов, а также сварные соединения узлов со сложной геометрией. «Рентгеновский контроль — это перспективное направление контроля качества, которое и дальше будет развиваться и совершенствоваться на «Салюте» — отмечает Юрий Нуртдинов.
«Салют» занимается изготовлением и сервисным обслуживанием авиадвигателей АЛ-31Ф и его модификаций для самолетов семейства Су-27, АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130, узлов двигателей РД-33МК для семейства истребителей МиГ-29. Компания участвует в широкой кооперации предприятий ОДК по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500 и ПД-14.