Главная » 2016»Март»21 » Подводные силы ВМФ России отмечают 110-летие с момента создания.
15:29
Подводные силы ВМФ России отмечают 110-летие с момента создания.
19 марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки Торжественные мероприятия по случаю Дня моряка-подводника состоятся в субботу на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах, а также в месте дислокации Главного командования ВМФ в Санкт-Петербурге. Пройдут торжественные построения личного состава, праздничные митинги, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам установленным в честь подводников. Ровно 110 лет назад, 19 марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок. В субботу Россия будет чествовать тех, для кого подводный флот стал судьбой, кто утверждал славные традиции и тех, кто в наши дни с честью приумножает их в своей служебной деятельности. История подводных сил ВМФ насыщена яркими событиями и беспримерными подвигами. За годы Великой Отечественной войны подводники совершили более 1200 боевых походов, потопив более 100 боевых кораблей и 300 транспортов противника. Свыше шести тысяч подводников были награждены орденами и медалями, из них 21 был удостоен звания Героя Советского Союза. По словам представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ капитана 1 ранга Игоря Дыгало, сегодня ядром ударного потенциала Военно-Морского Флота являются атомные ракетные подводные лодки, которые находятся в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов. Они осуществляют боевое патрулирование в море и боевое дежурство в пунктах базирования в установленной готовности. Интенсивность боевой службы стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок в Мировом океане поддерживается на том уровне, который гарантирует безопасность нашей страны. За период с января 2015 года по март 2016 года интенсивность выходов подводных лодок для выполнения плановых задач в море значительно увеличилась. Повышение активности несения боевой службы в различных районах Мирового океана продиктована целесообразностью восстановления сбалансированного присутствия сил ВМФ в различных широтах с целью недопущения малейших угроз безопасности России.
Первая русская подлодка Поздравляю с профессиональным праздником наших моряков-подводников! Датой образования подводного флота России считается 19 марта 1906 году, когда официальным указом в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, но попытки создания боевых подводных кораблей как в России, так и в других странах, предпринимались и гораздо раньше. В 1718 году плотник Ефим Никонов писал на имя царя прошения о рассмотрении его изобретения - "потаённого судна". Челобитная дошла до Петра I и в 1719 году изобретателя вызвали в столицу. Лично выслушав Никонова, Пётр даёт ему распоряжение изготовить для начала уменьшенную модель судна, а Адмиралтейств-коллегия получила указание произвести изобретателя в мастера потаённых судов и выделить необходимые материалы и работников для производства модели. В 1721 году модель "потаённого судна" была сделана и прошла испытания в присутствии императора. По результатам испытаний было решено строить полноразмерный экземпляр "судна", и в 1724 году он был закончен. Первые же испытания большого аппарата (опять же в присутствии Петра) закончились неудачей: судно слишком быстро пошло ко дну и проломило корпус, а сам изобретатель, находившийся внутри, чуть не утонул. После этого оно было поднято, отремонтировано, но при следующих испытаниях в корпусе обнаружилась течь, и в итоге, после нескольких попыток довести проект до ума он был свёрнут, судно отправлено на хранение, а "мастер потаённых судов" разжалован обратно в плотники, с формулировкой: "По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробовано жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды". В 2009 году, в память о первой попытке создания русской подводной лодки, на берегу Сестрорецкого разлива был установлен макет-реконструкция "потаённого судна" Никонова. Как считают историки, примерно в этом месте проходили испытания полноразмерного судна в 1724 году.
Ни чертежей, ни рисунков "потаённого судна" не сохранилось, поэтому историки попытались восстановить его облик и конструкцию по имеющимся данным: спискам выданных стройматериалов, отчётам об испытаниях и прочей переписке, касавшейся этого проекта. Скорее всего, аппарат действительно имел бочкообразную форму, для его передвижения служили вёсла, а управлялся он обычным корабельным рулём. Погружение под воду, судя по всему, осуществлялось путём заполнения водой балластной ёмкости. С вооружением же судна были определённые проблемы: первоначально изобретатель предлагал использовать в качестве оружия подлодки ... водолаза, оснащённого каким-нибудь инструментом для проделывания дырок в корпусах вражеских судов, позже было задумано оснастить "потаённое судно" трубами с огненной смесью. На реконструкции же вообще мы видим некое смотрящее вверх "копьё" в носовой части.
Рядом с "бочколодкой" установлен памятный камень с надписью: "Испытание "потаённого судна" Ефима Никонова в присутствии Петра I, 1721 год". Рядом с камнем - якорь старого образца.
Кроме надписи, на камне имеется и иллюстрация к испытаниям судна: Ефим Никонов с помощником готовятся к погружению, а с причала за этим наблюдает комиссия во главе с Петром. Вот только с датой слегка не сходится: в 1721 году испытывали не полноразмерный вариант, а модель, и не на Сестрорецком разливе, а на Неве.
К вопросу строительства подводных лодок в России вернулись только более чем через сто лет: в 1834 году на одной из верфей Петербурга по проекту генерал-адъютанта К.А. Шильдером была построена цельнометаллическая субмарина, вооружённая минами и ракетами(!).