Как стало известно изданию «Коммерсант», российское правительство может выделить на достройку неатомного ледокола проекта 22600 (ЛК-25), который после спуска на воду получит название «Виктор Черномырдин», дополнительно более 1 млрд рублей. Средства пойдут на индексацию контрактов, которые предполагают поставку зарубежного оборудования. «Ледокольный флот России по праву считается лучшим в мире. Подобные слова можно смело говорить как в отношении атомных судов, так и в отношении дизель-электрических ледоколов. В случае с неатомным «Черномырдиным» возникла проблема с поставкой иностранных узлов и агрегатов, которые с момента проекта ледокола значительно подорожали. Сам заказ Объединенная судостроительная корпорация получила 5 лет назад, а с этого момента в экономике произошли значительные изменения, рубль просел, и смета заметно выросла. Видимо, согласовать дополнительное финансирование удалось только сейчас», — предполагает в разговоре с нами морской эксперт Михаил Опарин. «Сегодня судно строится на мощностях «Балтийского завода», который строит ледоколы уже почти сто лет. Именно с Васильевского острова отправились в дальнее плавание, все атомные ледоколы типа «Арктика», а также новейшие дизель-электрические ледоколы проекта 21900, «Москва» и «Санкт-Петербург». Но если проект 21900 имеет впечатляющие характеристики, то 22600 уникальный в своем роде», — продолжает эксперт. Для сравнения, суммарная мощность головного ледокола серии «Москва» составляет 16 мегаватт, что позволяет ему колоть лед более 1 метра и проводить танкеры во льдах шириной до 50 метров. Мощность «Черномырдина» значительно больше, 25 мегаватт, что уже сравнимо с мощностью действующих атомных ледоколов.
«ЛК-25 после спуска на воду будет использоваться на трассах Северного морского пути. Колоссальные для неатомного ледокола мощности спокойно позволяют ему работать и в любых северных морях, и в Северном Ледовитом океане, причем как самому проводить караваны грузов, так и работать в связке с атомным ледоколом-лидером. «Черномырдин» должен стать мощнейшим в мире дизель-электрическим ледоколом, что не скажется на других его характеристиках. Ледокол будет маневреннее и экономичнее своих дизель-электрических собратьев. В этом ему поможет соответствующее техническое решение – комбинированная система рулевого управления», — рассказывает Опарин.
По словам конструкторов ледокола, конструкция судна в чем-то схода с атомными проектами. В центре находится гребной двигатель и прямая передача вращающего момента идет на винт, как у атомных ледоколов. А так как технические решения, применяемые на ЛК-25 уникальны в своем роде, проект является очень сложным в строительстве, что подтверждают и работники Балтийского завода.
Как отмечает Опарин, главное сейчас строго придерживаться заявленных сроков, которые из-за перепроектировки корабля на первом этапе итак были смещены. «Изначально судно должны были сдать в 2015 году, но позже сроки перенесли, теперь Балтийский завод говорит о 2017 годе. Учитывая амбициозные планы России на арктическом направлении, уникальный ледокол пригодился бы уже сейчас в любом порту Северного Ледовитого океана», — подытоживает эксперт
Андрей Петров
Ледокольный флот России по праву считается лучшим в мире