После того, как «Уралвагонзавод» представил линейку новейших бронемашин на платформе «Армата» все экспертное сообщество, как в России, так и в других странах, с нетерпением ждет новостей о том, появится ли на той же платформе боевая машина поддержки танков, ласково нареченная за свои способности «Терминатором». Ожиданий, связанных с этой бронемашиной масса - эксперты прогнозируют, что новую БМПТ разработчики наделят качественно иными средствами для ведения боя. «Первая любовь» Путевку в жизнь боевая машина поддержки танков получила не просто так. Потери бронетехники в ходе тяжелых боев на городских улицах и вообще в тех случаях, когда противник имеет большую свободу действий, нежели танковые соединения были учтены. БМПТ, появившаяся в ходе длительных работ по изучению проблем противодействия со стороны противника, в том числе с использованием противотанковых гранатометов и противотанковых ракетных комплексов, удалась с первого раза. Специалисты отмечают, что Объект 199 «Рамка» или первый из «Терминаторов» почти сразу получил все вооружение, необходимое машине для решения смежных и вспомогательных задач, направленных на максимальную защиту наступающей бронетехники. Собрать воедино автоматические пушки, гранатометы, пулемет и противотанковые ракетные комплексы - очевидное и необходимое решение для «многофункциональной» машины. Активные работы по совершенствованию конструкции БМПТ привели к тому, что разработчик машины - «Уралвагонзавод» представил переработанную версию «Терминатора» - боевую машину поддержки танков на шасси танка Т-72. Изменения коснулись многого - экипаж уменьшили с пяти человек до трех, поработали над защищенностью, переработали БРЭО и многое другое. Уже тогда было понятно, что «Терминатора» ждет большое будущее и работать над этой машиной специалисты продолжат. Особое внимание боевой машине уделял и уделяет вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, однажды назвавший БМПТ «первой любовью». Несмотря на то, что и первая и вторая БМПТ удачно спроектированы и имеют большой коммерческий потенциал, бронемашина на платформе «Армата» - третий по счету «Терминатор», станет настоящей квинтэссенцией танкостроения и военной инженерии вообще. Огонь,броня и пламенный мотор Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, рассказавший в одном из интервью о боевых возможностях новейшей техники хоть и не вдавался в детали, однако четко дал понять всем интересующимся - технологий, заложенных в новую машину огромное количество. Специалисты поясняют, что в плане вооружения боевой машины упор будет сделан на все то же комбинированное оснащение - 30-мм пушки с высоким темпом стрельбы, гранатометы, пулемет и противотанковые ракетные комплексы, однако и сюрпризы на этот случай разработчиками припасены. Помимо комбинации скорострельных пушек и пулеметов калибром 7,62 и 12,7мм для новой платформы заготовили... корабельную пушку калибром 57-мм и дальностью стрельбы в 16 километров. Сиенко упомянул о новом орудии в интервью, сделав акцент на эффективность такого орудия в локальных конфликтах, когда боевики используют мобильные средства передвижения. Гендиректор УВЗ справедливо заметил, что против такой машины боевикам делать будет нечего. Специалисты отмечают, что защищенность - еще одна составляющая новой БМПТ будет не ниже и не хуже, чем у новейшего танка Т-14 на той же платформе. «Комплексы активной защиты и бронирование, вместе с другими системами, обеспечивающими защиту будут в полной мере реализованы, ведь это не свойство отдельно взятой боевой машины, а технические решения, обеспечивающие защиту всей техники, построенной на платформе "Армата"», - отметил полковник запаса, кандидат военных наук Сергей Суворов. Новейший комплекс активной защиты «Афганит», включающий в себя несколько подсистем для максимально эффективного противодействия, вполне может адаптирован для использования в БМПТ.
К вопросу подвижности всей линейки специалисты так же подошли основательно - для двигателя «Арматы» инженеры заготовили три варианта исполнения - 1350,1500 и 1800 лошадиных сил соответственно. Дизельные силовые установки уже «обкатаны» и готовы к массовому производству, однако специалисты в области бронетехники не берутся судить, какой из вариантов силовой установки будет реализован в боевой машине поддержки танков, а разработчики «изделия» комментариев на этот счет пока не дают. Не стоит забывать и о том, что серьезные работы велись отечественными специалистами и в другом направлении - создании газотурбинной силовой установки, существенно повышающей скорость движения бронемашины. Специалисты отмечают, что реализация ГТД в подобной технике задача сложная, однако, при должном уровне внимания этот вопрос вполне по силам решить. Как поясняют эксперты, ГТД следует дорабатывать по системе питания, чтобы удельный расход топлива был сравним, или оказался ниже, чем на дизельной силовой установке. Возможная так же адаптация другого вида силовой установки - гибридного двигателя. К слову, эта технология уже реализована в металле - экспериментальная бронемашина «Крымск» на базе БТР-90 уже использует гибридную силовую установку со специально спроектированной электротрансмиссией. Как будет адаптирована подобная силовая установка и будет ли принято такое решение вообще - покажет время, однако, в случае если решение об использовании подобной схемы будет принято, работы не придется начинать с нуля. Разведывательно-ударный комплекс и вопрос удобства Создание боевой машины поддержки танков, как и других видов бронемашин на платформе «Армата» (которых уже сейчас около трех десятков) преследует одну единственную цель - создать максимально унифицированную платформу бронетехники, которую в любых условиях можно ремонтировать, обслуживать и менять отдельные модули, используя при этом любую доступную бронемашину. Взять хотя бы блоки с силовой установкой платформы «Армата», которые при необходимости можно будет изъять из любого танка-донора и поставить в боевую машину поддержки танков или тяжелую БМП, если такая необходимость возникнет. Вопрос унификации бронетехники - один из ключевых, и процесс создания третьего «Терминатора» на платформе «Армата» обязательно должен вписываться в общие положения. «История знает примеры, когда случалось так, что одновременно у бронетехники имелось больше десятка танковых катков, которые отличались друг от друга. В этом смысле сильно затруднялось их обслуживание и эксплуатация вообще. Чтобы такого не случалось придумали унификацию. И в случае с "Арматой" направление выбрано правильное. Одна платформа, единая схема, большой выбор вооружения согласно задачам», - поясняет в интервью военный эксперт и обозреватель Михаил Ходаренок. Несмотря на то, что бронирование, наличие комплекса активной защиты и хорошего двигателя определенно играют важную роль в судьбе бронемашины, электроника, средства наблюдения, наведения и радиоэлектронного подавления - вот где кроется основное отличие БМПТ на платформе «Армата» от «Терминаторов» предыдущего поколения. Условно говоря, предыдущие бронемашины были хороши в обнаружении противника, атаке и сопровождении тактического звена, а БМПТ на платформе «Армата» в свою очередь добавляет больше сложной вычислительной техники, средств обнаружения и противодействия. Учитывая уровень развития отечественного ВПК, выполняющего в рамках ГОЗ целый ряд научно-исследовательских работ в области систем управления, обнаружения, наведения и радиоэлектронной борьбы, БМПТ на платформе «Армата» будет не только хорошо стрелять, но и защищаться на качественно ином уровне, недоступном для противника уровне. Вполне вероятно, что боевая машина поддержки танков, так же как и тяжелая БМП Т-15 на той же платформе получит и беспилотник для наблюдения и разведки. Внедрение беспилотника в конструкцию, в сумме с эффективной электроникой, автоматическими пушками, пулеметами и ПТРК в итоге может дать армии (как отечественной, так и вооруженным силам потенциального заказчика) принципиально новый комплекс огневого сопровождения и поддержки тактического звена на поле боя, равных которому нет и еще долго не будет ни в одной армии мира. Автор: Дмитрий Юров Фото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда» /Павел Лисицын/Михаил Безносов/РИА Новости/ «Уралвагонзавод» |