Издание Defense News сообщает, что в настоящий момент углубляется военное сотрудничество между Финляндией и Швецией – нейтральными государствами, которые, несмотря на постоянный диалог со структурами НАТО, не входят непосредственно в состав альянса. Примечательно, что одним из главных пунктов вероятного сотрудничества является тесное взаимодействие в области военно-воздушных сил. Уже поставлен вопрос, что находящиеся на вооружении ВВС Финляндии американские F/A-18 Hornet, чей ресурс закончится между 2025 и 2030 годами, могут заменить JAS 39 Gripen. Кроме того, идут разговоры о перспективах разработки проекта совместного шведско-финского боевого истребителя нового поколения. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что разработку истребителя пятого поколения эти страны не смогут себе позволить – таких денег нет ни у Минобороны этих страны, ни у национального бизнеса. «Более того, у Швеции и Финляндии нет нужного пакета технологий, поэтому, как и в случае с Grippen, им придется прибегать к привлечению иностранных подрядчиков», — полагает Фролов. Вместе с тем, по словам Фролова, в распоряжении Швеции скоро будет Gripen NG, который сейчас разрабатывается для нужд вооруженных сил Бразилии и самой Швеции. «Это самолет поколения 4++, поэтому для целей, которые ставят эти страны – это не самый плохой вариант», — констатирует Фролов. Финны действительно в настоящий момент размышляют, чем им заменить свои F/A-18, но, по мнению Фролова, они вряд ли будут его менять на легкий самолет, каким является Gripen, после того, как у них есть опыт эксплуатации среднего истребителя.
«Скорее всего, на его место придет Eurofighter или новая модификация F/A-18, также нельзя сбрасывать в отдаленной перспективе тот же F-35, поэтому сомнительными выглядят перспективы на сегодня не только у совместного проекта, но и у прихода Gripen в Финляндию», — резюмирует Фролов.
Что касается военно-промышленного комплекса Финляндии, то, по сути, его единственной знаковой разработкой является бронетранспортер Patria, который они успешно продали в виде прямого экспорта или лицензии в довольно-таки большое количество стран, но в остальном финны занимаются доработкой чужого вооружения.
«У финнов есть авиаремонтный завод, в котором они обслуживают F/A-18, причем, с очень глубокой степенью локализации. Они там могут ремонтировать двигатели, но у них нет собственных производств, способных выпускать детали для самолетов. Это касается как корпуса, так и двигателей и электронных систем», — отмечает Фролов.
Поэтому, если совместный шведско-финский проект по созданию истребителя чем-то и закончится, то дело ограничится тем, что ряд предприятий по производству Gripen, как и его дальнейших модификаций, будет развернуто на территории Финляндии.
«Сравнивать Gripen с нашими истребителями – очень сложно, поскольку у нас на вооружении нет ни одного однодвигательного реактивного боевого самолета, поэтому с какой-то натяжкой шведскую машину можно сравнить с МиГ-29, но только потому, что это самый легкий российский самолет», — заключает Фролов.
Существующие модификации Gripen существенно уступают МиГ-29, а что касается перспективной модификации NG, то здесь, как считает Фролов, самолет может выйти перетяжеленным для того единственного двигателя, какой у него есть в наличии.
«Шведы, конечно, могут поставить туда новую начинку, но существует опасность, какая у нас случилась с МиГ-21, как и со всеми однодвигательными истребителями, которые по мере своей модернизации теряли летные качества – они существенно тяжелели и теряли в маневренности», — резюмирует Фролов.
Другой вопрос, насколько нужна Gripen маневренность для ближнего боя и вообще для боя, поскольку премьер-министры Финляндии и Швеции – соответственно, Юха Сипиля и Стефан Лёвен во время своей встречи по военному сотрудничеству между странами отметили, что главным их противником является не Россия, а ИГИЛ и кибер-угрозы. Очевидно, что для выполнения таких задач можно утяжелять Gripen до потери возможностей к взлету.
«Впрочем, Gripen имеет на мировом рынке свою нишу, поскольку из его аналогов на рынке есть только пакистано-китайский FC-1, но нашим машинам он, естественно, не конкурент. Это недорогой истребитель для решения локальных задач», — констатирует Фролов.
Дмитрий Сикорский Gripen имеет на мировом рынке свою нишу, поскольку из его аналогов на рынке есть только пакистано-китайский FC-1 |