НАСА заявило, что в ближайшее десятилетие собирается доставлять грузы на МКС с помощью многоразового пилотируемого корабля Dream Chaser, разрабатываемого Sierra Nevada Corporation. Вот только журналисты выяснили - идея такого космолета не просто стара, а была разработана 50 лет назад в СССР! Так весьма авторитетный портал Ars technica подробно изучил и проанализировал архивную документацию - выяснив, что прототипом Dream Chaser являются... советские БОРы, пресловутые "беспилотные орбитальные ракетопланы". Кто-то скажет "ну так Советы не создали, а США смогли"- Увы для НАСА - один из "БОРов" (МиГ-105) был опробован на высоте 100 километров в 1969 году. "После 1980 года советские инженеры отказались от концепции создания космического самолета, но продолжали изучение теплозащитных и орбитальных свойств подобных аппаратов",- пишут журналисты и эксперты. Они же выяснили, как США умудрилось скопировать идею старого советского "космосамолета". "Последний из запущенных БОРов в июне 1982 года стартовал с полигона "Капустин Яр", привлекая внимание американской и австралийской разведывательных служб. Этот космолет успешно приводнился в Индийском океане и был сфотографирован австралийскими спецслужбами - передавших тысячи подробных фоторафий ЦРУ. Дальше фоторафии были направлены специалистам Научно-исследовательского центра NASA",- пишут расследователи. "Изучив их, американские инженеры отметили удобство конструкции его раскосых крыльев, что облегчало выполнение поворотных маневров во внеземном пространстве и оптимизировало уклонение от препятствий.Концепт советского космолета первоначально использовался американцами при создании орбитального самолета HL-20, после тестирования которого началась работа над воплощением шаттла Dream Chaser",- выяснили эксперты. Ars technica пишет, что всего десятилетие назад сотрудники SpaceDev Марк Сиранджело и Джим Бенсон заявили - они будут модернизировать HL-20, делая из него "главный грузовик для МКС". Как водится, идея была поддержана NASA и после пиара про "частных гениальных разработчиков новых технологий" под новым названием готовится к запуску на МКС. "Таким образом,этот шаттл был перестроен США из шпионских фотографий советского ракетоплана", - цитирует Pravda.ru американских экспертов. Отметим, что ранее СМИ и соцсети всего мира обсуждали катастрофу очередной стартовой ступени Falcon-9 при возврате на плавучую платформу. Подробно изучив проект,специалисты и журналисты сделали вывод - он тоже, главным образом, "не о космосе, а о пиаре". В смысле - проект Маска не является ни прорывным (посадки после взлета отработали еще советские "Луны"), ни экономически выгодным, ни поразительным по характеристикам, ни даже по-настоящему частным. "Илон Маск с помощью этих многократных посадок, то успешных, то неуспешных, получает огромный пиар-эффект, практически на небольших деньгах. Это тоже бизнес-кейс", - согласен с этим член-корреспондент российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. "Маск, по сути, воплотил их мечту: он впарил НАСА некую «хорошо забытую» старую идею под видом небывалых инноваций, развел американское правительство на несколько миллиардов долларов, а теперь играет в космические кораблики. Которые падают. Которые, даже не падая, не выгодны экономически. Которые вообще непонятно зачем и кому нужны. Но зато выглядит всё красиво, громко, инновационно и дорого. В общем, как «айфон на паровом двигателе»",- писали СМИ.