Как обламывали крылья дальнемагистральному проекту История эта началась в 1990 году, когда на воздушные трассы Советского Союза вышел первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 на 350 мест для авиалиний средней протяженности. Позже с учетом того, что территория Советского Союза занимала 1/6 часть суши, было принято решение о создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96 такой же пассажировместимости. Для него требовался двигатель тягой 18 тонн. В СССР такого не было, его еще предстояло создать. А поскольку одновременно с Ил-96 планировался узкофюзеляжный Ту-204 для маршрутов средней протяженности, Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение делать для обоих самолетов единый двигатель. Забегая вперед, заметим, что, как и у многих других ошибочных решений, основной мотивировкой здесь была экономия средств. Это повлекло необходимость сокращения числа пассажиров данной модификации с 350 до 300. Так на свет появился проект Ил-96-300, экономичность которого была ниже, чем у исходного Ил-96.
“При цене значительно ниже, чем у зарубежных лайнеров, у новых Ил-96-300 и Ту-204 не было ни малейших шансов найти хотя бы минимальный спрос на внутреннем рынке”
Но мысль вернуть самолету Ил-96 первоначально заложенные в него технико-экономические параметры не оставляла генерального конструктора ОКБ им. Ильюшина Генриха Новожилова. А за океаном у политического противника Советского Союза – США на фирме Pratt & Whitney искали применение новому детищу – двигателю PW2337. Совместный интерес двух фирм к продвижению на мировые рынки своих разработок и потепление советско-американских отношений позволили 7 декабря 1990 года подписать протокол подготовки ТЭО самолета Ил-96М с двигателями PW2337, предусматривавшего постройку опытного прототипа к международному авиасалону 1993 года в Париже. Учитывая наметившуюся кооперацию и по просьбе материнской компании Pratt & Whitney – корпорации United Technologies Corporation (UTC) 20 января 1991-го в Москву прибыли официальные представители Федеральной авиационной администрации (FAA) США для переговоров о сертификации наших самолетов в Америке. Советская сторона была поставлена в известность, что это возможно только после разрешения Госдепа США и подписания межправительственного соглашения о безопасности полетов.
В том же 1991-м не стало Советского Союза, и дальнейшие работы по Ил-96М проводились уже в России. Распад СССР резко осложнил реализацию достигнутых договоренностей со стороны ильюшинцев. Проект лишился финансовой поддержки государства. Более того, одним из первых деяний правительства Ельцина – Гайдара была практическая конфискация всех оборотных средств промышленных предприятий оборонного комплекса, что сразу поставило их за грань выживания. Далеко не так, конечно, относились к своей промышленности в США, что позволило Pratt & Whitney вовремя выполнить все обязательства перед нашим ОКБ по созданию Ил-96М. Более того, оказываемое UTC давление на российское руководство привело если не к материальной, то хотя бы к моральной поддержке проекта. В результате состоялся визит президента Ельцина в ОКБ им. Ильюшина для ознакомления с ходом создания Ил-96М с американскими двигателями. Это, безусловно, способствовало более благожелательному отношению к проекту Ил-96М различных государственных органов. Ход работ по проекту Ил-96М был подробно освещен на Мосаэрошоу-92 в подмосковном Жуковском.
Все советское на слом, соберем металлолом
С распадом Советского Союза серьезные изменения произошли и в органах государственного регулирования гражданской авиации. На месте Госавианадзора СССР, который вопреки требованиям приложения 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации одновременно расследовал летные происшествия и занимался сертификацией типа воздушных судов, в создавшейся неразберихе при переходе от союзных органов управления к российским возникло еще более странное образование – Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Он продолжал в нарушение приложения 13 одновременно расследовать происшествия и сертифицировать. К тому же последним, обладая дипломатическим иммунитетом на территории России, занимался на коммерческой основе, что противоречит всем нормам международного права. И с энтузиазмом, достойным лучшего применения, штамповал сертификаты типа на воздушные суда иностранного производства, особенно фирмы «Боинг».
МАКовая история заслуживает отдельного расследования. Для нас в данном случае важно, что вследствие бесконтрольной сертификации иностранной авиатехники на российский рынок хлынул поток зарубежного старья, часто по цене немного большей, чем на металлолом. Введенные с подачи Госкомоборонпрома таможенные пошлины на ввоз зарубежных самолетов не сыграли никакой роли, поскольку цена на лом все равно таковой и осталась. И это при огромном количестве бесплатно доставшейся авиакомпаниям техники советского производства. Если добавить к ним реэкспортный поток дешевых отечественных самолетов из стран СНГ и Восточной Европы и обвальное снижение спроса на воздушные перевозки в связи с катастрофическим падением жизненного уровня населения страны, становится понятно: у Ил-96-300 и Ту-204, с огромным трудом сертифицированных в 1992 и 1994 годах, при цене значительно ниже, чем у новых зарубежных лайнеров, не было ни малейших шансов найти хотя бы минимальный спрос на внутреннем рынке.
А на иностранные они выйти не могли, так как не были сертифицированы нигде, кроме нищих республик СНГ, не знавших, как избавиться от излишней дармовой советской авиатехники.
В таких условиях и совершил свой первый вылет 6 апреля 1993 года с Центрального аэродрома на Ходынском поле прототип дальнемагистрального пассажирского Ил-96МО, разрешение на который я подписал, будучи начальником Департамента НИОКР и перспективных научных разработок Госкомоборонпрома, совместно с представителями военных (хозяевами аэродрома) и мэрии Москвы. Хорошо помню вздох облегчения, когда сообщили, что все прошло успешно. Ведь длина полосы составляла всего 1800 метров, а траектория полета проходила над городскими объектами. Это теперь там все застроено стадионом и жилыми домами, а недавно открылся торгово-развлекательный комплекс с ностальгическим именем «Авиапарк». Говорят, назвали его так потому, что хозяева при получении разрешения на застройку обещали создать здесь аналог Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне. Но что-то, как всегда, не срослось, а собранные на Ходынке авиационные экспонаты отправили на металлолом. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Традиция.
Тогда же взлет Ил-96МО с Центрального аэродрома сэкономил Авиационному комплексу им. С. В. Ильюшина время и массу денег при доставке самолета с опытного завода на ЛИК в Жуковском. Это позволило в июне 1993 года, как и обещал американцам Новожилов, принять участие в 40-м Международном авиасалоне в Париже. А уже на следующем, 41-м между ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и АК им. Ильюшина было подписано Генеральное соглашение о поставках десяти Ил-96М и стольких же Ил-96Т с двигателями PW-2337 и авионикой Rockwell Collins.
Одновременно АК им. Ильюшина и Воронежское авиационное самолетостроительное общество вели с FAA и МАКом успешную работу по сертификации самолетов Ил-96М/Т в США и СНГ.
Черномырдин поддержал, Касьянов похоронил
Активное лоббирование проекта Ил-96М/Т ильюшинцами, а главное – корпорациями United Technologies Corporation и Rockwell Collins в правительственных кругах России и США принесло свои плоды: рассмотрение всех вопросов по программе было поручено межправкомиссии Черномырдин – Гор. В 1997 году по представлению Миноборонпрома РФ правительство приняло постановление № 125 «О мерах государственной поддержки производства самолетов Ил-96М/Т». В развитие уже по инициативе Минэкономики РФ 7 июля 1998-го появилось постановление, согласно которому таможенные льготы на ввозимые иностранные самолеты могли предоставляться только при условии, если в РФ не производилось их прямых сертифицированных аналогов. При этом авиаперевозчик должен был инвестировать три рубля в отечественное авиастроение на каждый освобожденный от таможенных платежей рубль и гарантировать заключение конкретных договоров с производителями. На этой основе между Минэкономики РФ и компаниями «Аэрофлот – Российские авиалинии» и «Трансаэро» в июле 1998-го были подписаны инвестиционные соглашения, обязывавшие при беспошлинной закупке иностранной авиационной техники приобрести новые отечественные Ил-96-300, Ил-96М/Т и Ту-204. В частности, «Аэрофлот» подписался до 2005 года приобрести 20 самолетов Ил-96М/Т на общую сумму около 1,5 миллиарда долларов. 28 июля 1998-го уже новое руководство авиакомпании в присутствии премьер-министра Сергея Кириенко подписало с АК им. Ильюшина протокол дополнений к Генеральному соглашению 1995 года о приобретении у ВАСО 17 пассажирских Ил-96М и трех грузовых Ил-96Т. Основным же условием финансирования американских участников проекта по производству Ил-96М/Т со стороны Эксимбанка США в размере 1,075 миллиарда долларов являлось приобретение «Аэрофлотом» 10 самолетов фирмы «Боинг». Это была компенсация за появление на рынке конкурента. Гарантами всей сделки выступали правительство РФ и Внешэкономбанк. Однако после августовского кризиса 1998 года Эксимбанк отказался финансировать американских участников проекта и участвовать в сделке. Вице-президент Гор никак не повлиял на это решение, хотя деятельность банка полностью контролируется Госдепом США.
Тем не менее во время государственного визита президента Клинтона в Россию 2 сентября 1998 года между РФ и США было заключено межправительственное соглашение о повышении безопасности полетов – BASA, открывшее путь к выдаче FAA АК им. С. В. Ильюшина сертификата типа на самолет Ил-96Т. И уже 12 сентября МАК, ФАС РФ и FAA США подписали «Процедуры реализации по одобрению конструкции, деятельности, связанной с производством, экспортному одобрению летной годности, работам после одобрения конструкции и технической взаимопомощи между авиационными властями». Этот документ интересен полной неравноправностью подходов к сертификации воздушных судов, разработанных в России и США. В частности, в разделе 2 говорится, что РФ принимает экспортные сертификаты FAA как для новых, так и для подержанных воздушных судов, разработанных в США. Но мы же помним, что к этому моменту МАК без всякого межправсоглашения насертифицировал по сходной цене все американское старье, и это надо было как-то прикрыть. А вот США принимают экспортные сертификаты летной годности самолетов транспортной категории лишь полностью грузовой конфигурации, с одобренными FAA двигателями, воздушными винтами, авионикой и только для инструментального захода на посадку по категориям I и II. Согласитесь, что равноправием здесь и не пахнет.
Только после всех уступок с российской стороны FAA США 2 июня 1999 года выдала АК им. Ильюшина сертификат типа на самолет Ил-96Т. Но это, безусловно, был колоссальный успех отечественного гражданского авиастроения, доказавшего американцам, что наши самолеты с точки зрения безопасности полетов ничуть не уступают.
Для завершения проекта теперь необходимо было, чтобы все стороны выполнили свои обязательства. А с этим возникли проблемы. Хотя «Аэрофлот» и взял беспошлинно в лизинг 10 самолетов фирмы «Боинг», Эксимбанк сначала отказался профинансировать поставки ильюшинцам двигателей и оборудования. Только под давлением американских соисполнителей проекта он принял решение о предоставлении гарантий под кредиты для оплаты поставок. Правда, теперь выделял на строительство трех Ил-96Т только 130 миллионов долларов под закупку 12 двигателей Pratt & Whitney PW2037 и авионики Collins, финансируя таким образом 85 процентов стоимости проекта, еще 15 процентов составляли товарные кредиты американских поставщиков.
Казалось бы, лед тронулся. И здесь ильюшинцы получили удар в спину да не от кого-то, а от родного правительства. По согласованию с руководством Росавиакосмоса премьер Михаил Касьянов 26 декабря 2001 года подписал постановление № 906, которое признало утратившим силу решение кабинета Черномырдина о мерах государственной поддержки производства Ил-96М/Т. Это сразу лишило ильюшинцев возможности финансировать проект. Говорят, такое развитие событий было встречено корпорациями «Боинг» и «Эрбас» с чувством глубокого удовлетворения. А Pratt & Whitney и Rockwell Collins списали на убытки 200 миллионов долларов, затраченных на сертификацию Ил-96М/Т, и забрали назад свои двигатели и авионику, признав, что проект не состоялся.
История, однако, на этом не закончилась. 10 августа 2009 года глава Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко объявил: «Производство самолета Ил-96-300 бесперспективно и будет прекращено. Поэтому принято решение о беспошлинном ввозе в Россию зарубежных пассажирских самолетов вместимостью более 300 пассажиров и ведется большая работа по сотрудничеству с США в производстве их дальнемагистральной и широкофюзеляжной пассажирской версии Boeing. В частности, российская сторона поставляет для этого авиалайнера значительный объем титановых конструкций».
Генрих Новожилов оценил решение министра так: «Как приговор российскому авиапрому прозвучало заявление, что нам широкофюзеляжные самолеты не нужны. Не могу понять принцип подбора людей в правительство страны. Руководители нашей промышленности не являются специалистами в области, которую курируют».
30 июля 2015 года МАК, конечно, опять за отдельную плату, сертифицировал самолет А-340 компании «Эрбас индастри», являющийся прямым аналогом Ил-96М. Стало быть, и сейчас в СНГ существует спрос на самолеты такого типа, но мы сами отдали зарубежным фирмам эту нишу. Печальная история.
Александр Книвель, почетный авиастроитель, лауреат Премии правительства РФ в области науки и техники Опубликовано в газете "Военно-промышленный курьер" в выпуске № 11 (626) за 23 марта 2016 года