Главная » 2016»Март»7 » У России нет проекта нового бомбардировщика?
14:30
У России нет проекта нового бомбардировщика?
Парадоксально, но это решение о возобновлении производства Ту-160 принимается на фоне заявлений о том, что уже в обозримом будущем, к 2025 году, ВКС России должны получить новый перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Мы попытались разобраться, что означает такое решение: неспособность России создать современный бомбардировщик или же машина, разработанная почти 40 лет назад, остаётся актуальной и сегодня? Идею о возобновлении серийного выпуска стратегических ракетоносцев Ту-160 Сергей Шойгу озвучил в апреле 2015 года в ходе визита на Казанский авиазавод. Тогда министр заявил, что этот самолёт является «уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в неё конструктивные возможности». В результате спустя несколько месяцев командующий ВКС России Виктор Бондарев сообщил о готовности военного ведомства приобрести 50 таких ракетоносцев. И вот несколько недель назад представители оборонки объявили: до конца года в Самаре будет запущен проект стоимостью 1,7 млрд рублей, это позволит открыть новое производство двигателей для Ту-160 с улучшенными характеристиками. Также было заявлено о масштабной программе по модернизации и техническому перевооружению самарского предприятия ПАО «Кузнецов», которое становится головным заводом для выпуска силовых установок для Ту-160. Представители ОПК обещают, что новые стратегические бомбардировщики поступят в войска не позже 2023 года.
«Белый лебедь» не может скрыться от современной системы ПВО?
Здесь нужно напомнить, что Ту-160 имеет почти полувековую историю. К началу 70-х годов СССР заметно отставал от НАТО в стратегической авиации, и, чтобы не проиграть в гонке вооружений, требовался принципиально новый бомбардировщик дальней авиации. Проектирование сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца началось в 1967 году, первый испытательный полёт самолёт совершил в конце 1981 года, на вооружение он был принят спустя шесть лет.
К созданию будущего Ту-160 тогда привлекли более 800 предприятий и различных организаций. От разработчиков потребовали создать самолёт, способный преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли, также перед конструкторами ставилась задача по снижению инфракрасной и радиолокационной заметности самолёта.
Изначально Ту-160 строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками, однако позже было заявлено о возможности оснащения его свободнопадающими бомбами различного калибра, морскими минами и другим вооружением.
При этом суммарная масса боевой нагрузки, которая составляет 45 тонн, у Ту-160 в 4 раза больше, чем у американского B-2. Используя такие возможности самолёта, в начале 90-х под бомбардировщик разрабатывали различные экзотические модели применения. Так, на базе модифицированного Ту-160 собирались реализовать проект авиационного комплекса «Бурлак» для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.
Первое боевое применение Ту-160 было зафиксировано в Афганистане. Ту-160 несколько раз бомбили находящиеся под контролем моджахедов лазуритовые шахты в уезде Джарма. Также неоднократно сообщалось, что в 2015 году «Белые лебеди» применялись во время боевых действий в Сирии. Военные сообщали, что удары наносились крылатыми ракетами. Правда, ряд экспертов оценили применение стратегического бомбардировщика против ИГ ироничным фразеологизмом «стрелять из пушки по воробьям».
Таким образом, Ту-160 обладает поистине уникальными характеристиками. Есть лишь одно «но» – по оценкам специалистов, в настоящее время по возможности противостоять ПВО противника российский самолёт безнадёжно отстаёт от современных бомбардировщиков, например от американского тяжёлого малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. Так стоит ли снова делать на него ставку?
Бомбардировщик сделают более экономичным
По заявлениям, звучащим из Минобороны, Ту-160М2 от предыдущего поколения унаследует лишь один фюзеляж и после глубокой модернизации будет в «2,5 раза превосходить по эффективности предшественника». Какие-либо конкретные детали о предстоящей модернизации этого самолёта в силу секретности не раскрываются, но эксперты строят предположения. Скорее всего Ту-160М2 получит элементы интегрированной модульной авионики, для него будут созданы новые бортовые системы, в том числе системы управления вооружением, бесплатформенная инерциальная навигационная система и комплекс радиоэлектронной борьбы, связь будет обеспечиваться через космические спутники. Таким образом, произойдёт полная замена бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Ту-160 станет полноценным разведчиком, кроме того, современные радарные системы позволят ему обнаруживать малозаметные истребители стран НАТО на больших расстояниях. Не исключается, что усилятся возможности Ту-160 и как стратегического бомбардировщика – на его борту будет размещено «умное» ракетное оружие, способное поражать цели с большей дистанции за пределами действия современных средств ПВО, в том числе развитых в военном отношении стран, входящих в Североатлантический альянс. Кроме того, эксперты предполагают, что в новой версии «Белый лебедь» можно будет использовать как классический бомбардировщик, бросающий сверху свободнопадающие бомбы. Следовательно, его получится применять для решения не только стратегических, но и тактических задач.
Специалисты предполагают: раз так много говорят о создании новой силовой установки, то конструкторы попытаются сделать двигатель более экономичным, таким образом увеличить продолжительность и дальность полёта. Сегодня это, по всей видимости, является основной задачей. Ту-160 используются для воздушного патрулирования вдоль границ стран – членов НАТО, включая США, однако выполнение этой задачи связано с определёнными сложностями. Даже с двумя дозаправками в воздухе самолёты могут находиться в непосредственной близости от побережья Америки всего полтора часа. Поэтому и поставлена задача усовершенствовать для Ту-160М2 силовой агрегат. На самолёты этого типа устанавливается один из самых мощных и крупных в мире турбореактивных двигателей НК-32. Предполагается, что он будет подвергнут глубокой модернизации, для этого потребуется полностью обновить электронику, которая не менялась более 30 лет. По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, в соответствии с условиями контракта установочную партию из пяти усовершенствованных двигателей НК-32 оборонное ведомство должно получить уже в этом году. Напомним, что именно этот силовой агрегат запланирован как базовый для перспективного авиационного комплекса дальней авиации нового поколения (ПАК ДА), который, как неоднократно заявлялось, станет принципиально новым летательным аппаратом, построенным по принципу «летающее крыло».
Виктор Мухаровский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса:
– Ту-160 – это универсальный самолёт, позволяющий действовать практически по всему миру. Он может применять ядерные средства и обычные боеприпасы, в частности крылатые ракеты с большой дальностью полёта. Не исключено, что при модернизации бомбардировщик будет приспособлен для применения коррекционных бомб. Что касается его устаревания, тот тут можно поспорить – концепция Ту-160 вполне современная. Можно говорить о том, что несколько устарело бортовое радиоэлектронное оборудование, но если его заменить, то это будет вполне современный самолёт.
Главная проблема заключалась в восстановлении производства двигателей, которые в России перестали делать с 1993 года. Сейчас собираются опытные образцы – если эта технология будет полностью восстановлена, то для возобновления полного цикла производства самолётов понадобится полтора-два года.
Модернизация Ту-160 проводится в ожидании перспективного бомбардировщика пятого поколения (ПАК ДА). По всей видимости, создание этого самолёта – отдалённая перспектива, ведь по сей день нет даже утверждённого эскизного проекта. Ему ещё до реального производства очень далеко, а до постановки на вооружение и реального освоения дальней авиацией пройдёт не одно десятилетие. Однако такой инструмент, как стратегический бомбардировщик, нужен сейчас, поэтому возобновление производства ракетоносцев Ту-160 остро необходимо для армии. Надо иметь порядка 40 таких самолётов, для этого понадобится производить в год две-три такие машины.