Российский бронеавтомобиль осваивает новые функции. Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) сообщает о создании машины разведки и управления на базе бронеавтомобиля «Тигр-М», предназначенной для обслуживания тактического звена. Она способна обнаруживать наземные и надводные объекты противника в любое время суток и при любых погодных условиях и передавать разведданные на командные пункты своего и соседних подразделений, а также на вышестоящие КП. Машина предназначена как для разведки в непосредственной близости от зоны боевых действий, так и для использования в тылу при охране объектов и местности. Машине пока еще не присвоено название, и она именуется как аббревиатура, обозначающая тип вооружения — МРУ. Машина оснащена комплексом приборов, осуществляющим радио- и видеонаблюдение, а также аппаратурой связи, передающей цифровую информацию по радиоканалу и через спутниковую систему и обеспечивающей телефонную связь и режим видеоконференции. Дальность наблюдения превышает 10 километров. Приборная часть включает в себя РЛС, видеокамеры и тепловизор. РЛС для обеспечения радиоскрытности МРУ может размещаться от машины удаленно. Благодаря такой возможности существенно снижается вероятность обстрела противорадиолокационными ракетами. МРУ способна обнаруживать в ночное время не только технику противника, но и живую силу, благодаря тепловизионной аппаратуре. Данные о местоположении обнаруженных объектов рассылаются на КП в виде меток на электронных картах. Также передается в режиме реального времени видеоинформация об обстановке в зоне мониторинга.
Мобильные средства разведки и управления ближнего действия — одно из направлений деятельности ОПК и, в частности, пензенского НПП «Рубин», входящего в состав корпорации. Они предназначаются и для противовоздушной обороны, и для обнаружения наземных объектов. Представленная ОПК МРУ обладает определенной новизной. За счет миниатюризации аппаратуры конструкторам удалось разместить ее на легком шасси, каковым является бронеавтомобиль «Тигр-М». Он имеет массу в 5,3 тонны. Предыдущие машины базируются на гусеничном шасси МТ-ЛБу, масса которых втрое тяжелее. При этом и двигатель мощнее — 300 л.с. против 190 л.с. у «Тигра-М». Разумеется, и цены у этих машин разнятся сильно. Дешевле и эксплуатация бронеавтомобиля.
Правда, у гусеничных МРУ более мощная аппаратура. Так, например, МРУ-Б 9С932−1, входящая в состав тактического звена системы ПВО «Барнаул-Т», имеет РЛС с дальностью в 40 километров, способна обнаруживать воздушные цели на высоте до 10000 метров. При этом осуществляется сопровождение до 80 целей. «Барнаул-Т» был впервые показан на аэрокосмической выставке МАКС-2011.
А вот гусеничный модуль разведки и управления оптический МРУ-О предназначен для сухопутных войск. Эта разработка «Рубина», базирующаяся на гусеничном шасси, имеет лишь оптическую станцию, работающую в инфракрасном и оптическом диапазоне. МРУ-О, как и МРУ, — это совсем новые машины, поэтому конкретные их параметры не сообщаются. Можно лишь предположить, что дальность обзора, которая, по сути, ограничена высотой телескопической мачты, превышает 10 километров.
К «старослужащим» МРУ относится подвижной пункт разведки и управления подразделений ПВО тактического звена «Овод-М-СВ». С конца 70-х годов он также выпускается на гусеничном шасси МТ-ЛБу. У него аналогичные показатели по дальности и высоте, но количество сопровождаемых целей достигает 99. «Овод» несколько раз модифицировался. Его последняя, пятая, версия — 9С80М1−2 «Сборка-М1−2» — была принята на вооружение совсем недавно. Данный подвижной пункт способен обеспечивать целеуказание для всех существующих ЗРК ближнего действия, а также для ПЗРК, включая совсем новую «Вербу».
Надо сказать, что гусеничные шасси в прежние годы получили в армии большее распространение. На них создавалось множество мобильных модулей тактического звена разнообразного назначения: комплекс радиоэлектронной борьбы «Борисоглебск-2», радиолокационный комплекс разведки и управления огнём артиллерии «Зоопарк-1», станция артиллерийской разведки «Рысь», станция химической разведки «Даль», семейство станций радиоразведки в различных диапазонах «Таран», станция постановки помех радиосвязи «Пирамида» и целый ряд командно-штабных машин.
Достоинство такого шасси — высокая проходимость и бронированность. Однако с появлением «Тигра» и особенно его новейшей модификации «Тигра-М» эти преимущества существенно сократились. «Тигр», конечно, плавать не может, но преодолевает полутораметровый брод. А также въезжает на 45-градусный подъем, гусеничной платформе МТ-Лбу поддается только 35-градусный подъем. К тому же бронезащиту «Тигра-М» подтянули до пятого класса защиты. Ну а максимальная скорость у бронеавтомобиля более чем в два раза выше — 140 км/ч против 61 км/ч. То есть мобильность получается несоизмеримая.
«Тигр» и несколько его модификаций, как бронированных, так и небронированных, были созданы в 2005 году в качестве внедорожника высокой проходимости, который берет на борт до 7 пассажиров. Он нашел применение в МВД и МЧС. Но главные перспективы у автомобиля в структуре Минобороны. Бронированный вариант с бойницами для стрелкового оружия используется в различных частях сухопутных войск.
С недавних пор на шасси «Тигра» начали размещать разнообразные системы вооружения, использующиеся в различных родах войск. О МРУ мы уже сказали. В 2013 году был представлен комплекс МК-БЛА-01, который решает широкий круг мониторинговых и патрульных функций. Вот лишь часть из них: патрулирование при охране участков границы и объектов военно-стратегического значения, оптико-электронная разведка при проведении контртеррористических и поисково-спасательных операций, высокоточная картографическая съемка местности, контроль состояния трубопроводов, линий электропередач и дорожной инфраструктуры.
Разведка осуществляется при помощи двух беспилотников — «Ласточка» и «Стрекоза», — которые оснащены тепловизорами, фото- и видеокамерами и имеют связь с навигационными системами GPS и ГЛОНАСС. Максимальное удаление от базовой станции — 45 км. Дальность наблюдения при высоте полета в 3600 метров в зависимости от погоды составляет 40−60 км.
В салоне бронеавтомобиля расположены два пульта управления БПЛА. Запуск беспилотников осуществляется при помощи катапульты. При потере связи с базовой станцией автопилот возвращает беспилотники «домой».
Машина радиоэлектронной борьбы МКТК РЭИ ПП предназначена для проведения радиоразведки, обнаружения источников радиоизлучения, постановки радиоподавления и помех радиоэлектронным средствам (РЭС). Также возможно ее использование для создания помех или имитации работы РЭС на полигонных испытаниях различного вооружения и техники. Решение этих задач обеспечивает установленная на шасси бронеавтомобиля полностью автоматическая аппаратура РЭБ «Леер-2». Расчет состоит из двух человек — водителя и оператора. Эта машина уже два года эксплуатируется в армии.
Подходит «Тигр-М» и для решения ударных задач. Существует модификация бронеавтомобиля с установленным на нем ПТРК «Корнет-Д». Это новинка не только военного автомобилестроения, но и производителей противотанкового вооружения — конкретно Тульского КБ приборостроения. ПТРК «Корнет» был принят на вооружение в 1998 году. «Корнет-Д» — это глубокая модернизация базовой модели, появившаяся в 2011 году.
В новом комплексе, во-первых, почти в два раза увеличена дальность действия, которая достигнает 10 километров. При этом боезаряд способен пробивать броню толщиной до 1300 мм. В боекомплект входят 16 ракет.
Во-вторых, появилась возможность поражения воздушных целей, перемещающихся со скоростью 900 км/час на высоте до 9 км.
В-третьих, разработана эффективная прицельная система, оборудованная тепловизором и телекамерой с высокой степенью разрешения, а также лазерным дальномером, который используется для наведения ракеты на цель.
Переносная модификация «Корнета» уже успела продемонстрировать на поле боя свои серьезные возможности. В 2014 году поставленные Россией в Сирию ПТРК последовательно перешли в руки боевиков Свободной армии Сирии, а затем иракского отделения ИГИЛ. В Ираке «Корнетами» были уничтожены, по меньшей мере, 5 американских танков «Абрамс». После чего ракету 9М113, использующуюся в «Корнете-2», начали называть «Убийцей „Абрамсов"».
Существуют и другие перспективные проекты использования «Тигра-М» в качестве платформы для размещения боевой техники. Среди них — самоходная артиллерийская установка малого калибра.