Кабинет министров утвердил десятилетку освоения космоса Космическая программа России в ближайшие 10 лет потребует 1,4 триллиона рублей. В "Роскосмосе" рассчитывали на большее, но обещают сохранить все приоритеты в освоении Вселенной. Вчера правительство рассмотрело и одобрило подготовленный госкорпорацией "Роскосмос" проект Федеральной космической программы страны на 2016-2025 годы. В этом году отмечается сразу несколько значимых дат в отечественной истории покорения космоса. 31 марта исполняется полвека, как с Байконура стартовала автоматическая межпланетная станция "Луна-10", а 12 апреля - 55-летие первого полета человека на орбиту Земли. "Но эти успехи были не только в прошлом. Они есть и в настоящем, даже несмотря на то, что финансирование космоса стало строиться по иным принципам, нежели это было в советские времена", - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев. В частности, он напомнил, что в понедельник стартовала миссия к Марсу "ЭкзоМарс-2016", и предложил обсудить, что нужно сделать в перспективе, чтобы добиться на космическом направлении еще более выдающихся результатов. Глава правительства выделил четыре приоритета. Во-первых, развитие орбитальной группировки спутников связи, телевизионного и радиовещания. "Это сугубо прикладные цели, связанные с обеспечением нашей информационной независимости. Тем не менее они важны, - подчеркнул он. - Всего к 2025 году предполагается нарастить группировку до 73 аппаратов, а сейчас их чуть меньше 50".
Во-вторых, необходимо развернуть до минимально необходимого состава группировку автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах. В-третьих, планируется завершить развертывание российского сегмента Международной космической станции, которую наша страна будет использовать достаточное количество лет. Глава "Роскосмоса" Игорь Комаров уточнил, что эксплуатация МКС точно продлится до 2024 года.
"В этот период предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые находятся в высокой степени готовности в производстве, дополнив их системами, которые обеспечат автономность полета после 2024 года в случае принятия соответствующего решения для возможности создания на основе этих модулей российской орбитальной станции", - сообщил он.
Наконец, продолжится строительство на Дальнем Востоке космодрома Восточный.
"К 2023 году там должна быть сформирована инфраструктура, которая позволит запускать космические корабли по программе пилотируемых полетов", - указал Дмитрий Медведев.
Глава "Роскосмоса" рассказал, что уже в 2021 году госкорпорация в рамках реализации второго этапа лунной программы приступит к испытанию в беспилотном варианте разрабатываемого сейчас пилотируемого космического корабля нового поколения. Этот пуск планируется осуществить в конце 2021 года, а в 2023 году с Восточного к МКС отправится и первый экипаж.
Реализация программы, считают в госкорпорации, позволит российской космонавтике шагнуть в будущем еще дальше.
"Программой предусмотрено создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществления к 2030 году высадки человека на Луне", - заявил Игорь Комаров.
Космические планы страны на ближайшее десятилетие потребуют выделения из бюджета 1,406 триллиона рублей, а если позволит экономическая ситуация, то после 2022 года возможно предоставление дополнительных 115 миллиардов.
Из-за кризиса в экономике "Роскосмосу" пришлось подбить программу под новую финансовую реальность, но это не должно отразиться на выполнении стоящих задач. "В общем-то, удалось сохранить все основные приоритеты", - заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Для оптимизации космического хозяйства страны решено сократить с двенадцати до шести количество ракет-носителей и унифицировать бортовые системы на космических комплексах. Кроме того, номенклатура ракет-носителей сократиться с восьми до двух типов - на базе ракет "Союз" и "Ангара".
- Основные программы будут профинансированы в рамках Федеральной космической программы. Просим поддержать, - резюмировал Рогозин.
Члены кабинета министров так и поступили.
Владимир Кузьмин
Ракета-носитель "Союз-2.1в" Источник: Пресс-центр ОАО "РКК "Энергия"
На Луне ноги нашей не будет до 2035 года
Тяжелая ракета "Ангара-А5" Источник: stat.mil.ru Бюджет космической программы сократили почти на 40%
Утвержденная вчера правительством Федеральная космическая программа до 2025 года обойдется бюджету в 1,4 трлн руб., на 0,6 трлн меньше, чем предыдущий вариант. Россия запустит за 10 лет 15 спутников для мониторинга Земли. Наши космонавты не полетят на Луну. Зато инженеры начнут создавать сверхтяжелую ракету. Подобный проект сверхтяжелого носителя в США уже называют примером бессмысленного расточительства.
Вчера правительство утвердило новый вариант космической программы до 2025 года, над которым в Роскосмосе трудились почти два года. На сайте Роскосмоса уже размещены Основы государственной политики и Основные положения основ государственной политики (обе рассчитывались на три пятилетки, до 2030 года). Теперь же появляется более конкретная Федеральная космическая программа (ФКП-2025).
Нынешний вариант ФКП – это результат многочисленных сокращений планов Роскосмоса из-за проблем с бюджетным финансированием. Программа рождалась в муках: первый ее вариант был разработан еще летом 2014 года при бывшем главе ведомства Олеге Остапенко. Тогда бюджет ФКП составлял почти 2,5 трлн руб. Теперь же бюджет ФКП ужали до 1,4 трлн руб. Но сокращение объясняется не только бюджетным кризисом. Сыграла свою роль и жесткая критика деятельности Роскосмоса со стороны Счетной палаты, которая нашла множество примеров неэффективного расходования средств.
В окончательной версии ФКП сохранились только самые приоритетные проекты, которые прошли сито современных политических и экономических условий, сообщил нынешний глава Роскосмоса Игорь Комаров.
Экономия была достигнута в том числе и за счет переноса пилотируемых полетов на Луну на 2035 год. За это время, возможно, в обществе появится консенсус по проекту, ведь до сих пор многие не понимают, зачем туда вообще лететь. Американцы уже там были в 1970-х годах и оставили эту сверхдорогостоящую затею. Игорь Комаров считает одним из главных достижений программы увеличение к 2025 году втрое группировки аппаратов дистанционного зондирования Земли. Сейчас их 8, а станет 23. Это позволит, по его словам, снизить зависимость России от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства нашей страны по глобальному гидрометеорологическому наблюдению. Кроме того, он обещает значительно улучшить качество спутников. «Основные характеристики отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли нового поколения не будут уступать аналогичным показателям зарубежных аппаратов», – подчеркнул глава Роскосмоса.
«В России нет национальной системы космических метеонаблюдений, а метеоинформацию в нашей стране получают с зарубежных спутников, – говорилось в докладе, который Счетная палата подготовила в 2014 году. – Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость».
Вместе с Комаровым радуется и обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. «Соглашение об обмене информацией по мониторингу Земли было подписано еще в 1962 году, и с тех пор наша страна получала гораздо больше информации, чем отдавала взамен. А так как времена альтруизма закончились и теперь информация представляет собой ценный товар, то новая группировка космических аппаратов поможет нашей стране соблюдать паритет в обмене».
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин утверждает, что в условиях сокращения финансирования удалось сохранить все основные космические приоритеты. Сэкономили также за счет сокращения числа типов ракет-носителей и унификации бортовых систем на космических комплексах. При этом удалось убедить правительство вернуться к постройке ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Дело в том, что имеющийся в стране парк ракет-носителей не обеспечивает нужды Минобороны по выведению тяжелых военных спутников на орбиту, заявлял глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев. По его словам, иногда даже приходится откладывать запуски части оборудования из-за нехватки места на носителе. Объясняя необходимость создания новой ракеты с грузоподъемностью 35–37 т, он рассказал также, что новая российская «Ангара» и американская ракета «Дельта Хеви» смогут выводить на орбиту грузы массой 12–14 т, а европейская «Ариан 6» и китайская тяжелая ракета и того меньше: 10–11 т.
Аналогичный проект сверхтяжелого носителя SLS в США назвали бессмысленно расточительным. «Особенность этого проекта в том, что носитель впервые создавался под эгидой политиков, а не ученых и инженеров», – отмечал журнал Economist. Некоторые критики с издевкой называли SLS «ракетой-кормушкой» или «сенаторской системой запуска». Причина в том, что сенаторы штатов, где расположены крупные ракетные заводы, добились бюджетного финансирования SLS. А стоимость выведения килограмма груза на государственном сверхтяжелом носителе будет в несколько раз выше, чем у частных ракет.
Анатолий Комраков
На космос выделили 1,4 трлн рублей
Установка «Ангары-А5» на стартовом столе перед первым пуском Источник: ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Правительство одобрило проект Федеральной космической программы России на период с 2016 до 2025 год
В правительстве прошло рассмотрение Федеральной космической программы России до 2025 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания напомнил про важные для нашей станы и для всего мира юбилейные даты.
— 12 апреля — 55 лет первого полета в космос, а 31 марта исполняется полвека, как с космодрома Байконур стартовала автоматическая межпланетная станция «Луна-10» и стала, по сути, первым искусственным спутником Луны. Эти успехи были не только в прошлом. Они есть и в настоящем, несмотря на то что финансирование космоса стало строится по иным принципам, нежели в советские времена, — отметил премьер.
Во вступительном слове глава правительства не забыл упомянуть запущенную на днях межпланетную станцию ExoMars — совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства: сейчас станция летит к Марсу.
Вначале Дмитрий Медведев напомнил об уже сформулированных ранее президентом страны приоритетах новой космической программы — развитии орбитальной группировки спутников связи и дистанционного зондирования Земли и развитии национального космодрома Восточный в Амурской области.
Глава Роскосмоса Игорь Комаров уточнил, что программа неоднократно обновлялась. Под словом «обновлялась» Комаров имел в виду «урезалась»: летом прошлого года Роскосмос предлагал выделить 2 трлн рублей, затем речь шла об 1,7 трлн, а к концу года появился вариант ФКП с суммой 1,4 трлн рублей.
— Сейчас проект программы прошел все необходимые процедуры рассмотрения, — пояснил Игорь Комаров. — С учетом сложившейся экономической и внешнеполитической ситуации нам было крайне важно не ошибиться в выборе приоритетных мероприятий, которые позволят обеспечить гарантированное динамичное развитие отечественной космонавтики и минимизировать риски и потери позиций в этой деятельности. Сценарные варианты программы неоднократно докладывались президенту и председателю правительства. Общий объем финансирования составит 1,4 трлн рублей. Предусматривается возможность выделения дополнительного бюджетного финансирования в размере 115 млрд рублей после 2022 года.
Согласно программе, уже одобренной премьером, до 2025 года в части связи и трансляции планируется увеличить количество орбитальных аппаратов с 32 до 41. Большая их часть будет запущена и сделана за счет внебюджетных источников. Говоря о дистанционном зондировании Земли, Игорь Комаров пообещал к 2025 году увеличить группировку с восьми аппаратов до 23. По словам главы Роскосмоса, это позволит значительно снизить зависимость России от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения. Но поскольку спутники нужно еще чем-то на орбиту выводить, речь зашла и о носителях.
— Основным трендом развития ракетоносителей в этот период является сокращение номенклатуры состава средств выведения с восьми до двух типов на базе ракетоносителей «Союз» и нового ракетоносителя «Ангара», при этом количество эксплуатируемых ракетоносителей сократится с 12 до шести типов, — объяснил Игорь Комаров. — В программе также предусмотрены отдельные работы по ракетоносителю нового поколения и по ракетоносителю сверхтяжелого класса.
Естественно, был затронут вопрос пилотируемых полетов. Тема эта больная, потому что в ходе поэтапного сокращения ФКП под секвестр попали пилотируемые полеты — конкретно программа колонизации Луны, анонсированная в 2014 году вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Так, из перечня финансируемых программ исчезли проекты «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса» (ОКР «ППТК-2»), «Создание лунной орбитальной станции» (ОКР «ЛОС 1 этапа»), «Создание лунной базы» (ОКР «ЛБ 1 этапа»), «Создание лунного скафандра» (ОКР «ЛБ-Лскаф»), «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне» (ОКР «ЛБ-Робот») и многие другие работы, связанные с лунной тематикой.
Зато, как доложил Игорь Комаров, в рамках программного периода до 2024 года будет продолжена эксплуатация Международной космической станции. В этот период предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые при необходимости обеспечат автономность полета после 2024 года: в случае принятия соответствующего решения это обеспечит возможность создания на основе этих модулей российской орбитальной станции.
Новый пилотируемый космический корабль, который сейчас разрабатывается в РКК «Энергия», предполагается начать испытывать в 2021 году. Планируется, что пуск будет осуществлен во время второго этапа строительства космодрома Восточный, в конце 2021 года. А в 2023 году планируется осуществить первый пуск с экипажем к МКС с космодрома Восточный.
— Академия наук поддерживает программу, она оптимальна, — сказал президент РАН Владимир Фортов. — Надеюсь, она поможет вернуть то былое лидерство, над которым мы сегодня работаем.
Дмитрий Рогозин тоже заметил, что программа претерпела изменения. Но всё же баланс найден, считает вице-премьер.
— Удалось сохранить основные приоритеты, — удивил присутствующих Дмитрий Рогозин, прежде выступавший с идеей колонизации Луны. — Были приняты решения по сокращению типажей ракетоносителей, по унификации бортовых систем на космических комплексах за счет внедрения цифровых технологий и математического моделирования. Удалось, несмотря на сокращение финансирования, сохранить такие важнейшие направления, как открытие работ по созданию ракетоносителя сверхтяжелого класса, то, чего у нас до сих пор не было. Было в СССР, и мы сейчас эту работу снова открываем. Второе — создание системы обслуживания космической орбитальной группировки. В принципе, ничего по дороге не растеряли.