Самый высотный, самый быстрый, самый дальнобойный – МиГ-31 до сих пор остаётся непревзойдённым в классе тяжёлых истребителей. На экспорт эта машина никогда не поставлялась и сегодня стоит на вооружении всего лишь в двух странах мира – в России и в Казахстане. Корреспондент informburo.kz побывал в Караганде, где расположена 610-я авиационная база имени Нуркена Абдирова. О том, как проходит служба в этой элитной части казахстанских Военно-воздушных сил, какие достижения и проблемы есть на сегодня, читайте в нашем репортаже. Главное – безопасность столицы В день посещения авиабазы в Караганде была очень плохая погода – низкая облачность, периодически шёл мокрый снег, сильные порывы ветра, видимость на грани метеорологического минимума. Однако командование части приняло решение проводить учебные полёты. Обычно в мирное время военные стараются лишний раз не рисковать – всё-таки речь идёт о безопасности людей и сохранности техники. В военное время все ограничения снимаются, лётчики должны быть к этому готовы. Риск вторжения потенциально опасного объекта в воздушное пространство страны присутствует постоянно, независимо от геополитической ситуации в мире и в регионе. Части ПВО, где ещё с советских времён на вооружении стоял МиГ-31,– это подразделения круглосуточной оперативной готовности. В Караганде на боевом дежурстве постоянно находятся два борта с полным боекомплектом. При поступлении команды истребители поднимаются в воздух через 7 минут. Через 20 минут они уже находятся над Астаной. Защита неба над столицей – первая и главная задача авиабазы.
Вылет МиГ-31 завершён / Фото Григория Беденко
Четвёртое поколение
По классификации НАТО, МиГ-31 называется Foxhound ("лисья гончая"). Это двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО "РСК "МиГ") в 1970-х годах и считается первым советским боевым самолётом четвёртого поколения. Истребитель предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.
Начало учебных полётов МиГ-31 / Фото Григория Беденко
Изначально истребитель предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО. Самолёт способен перехватывать цели в стратосфере. При его создании в качестве одной из потенциальных целей рассматривался американский стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird.
Всего было разработано 12 модификаций МиГ-31, из которых серийно производились семь. В Казахстане, по данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении стоят 29 бортов трёх модификаций – МиГ-31Б, МиГ-31БСМ, МиГ-31ДЗ (об этом чуть позже). Всего же после развала СССР группировка этих истребителей на казахстанской территории составляла более 30 самолётов. Истребители входили в единую советскую систему ПВО и базировались в Семипалатинске. В начале 1990-х Россия планировала передислоцировать все самолёты на свою территорию, однако казахстанское руководство и генералитет настояли на том, чтобы оставить МиГ-31 в Казахстане. По некоторым данным, значительную роль в разделе этой части советского авиационного имущества сыграл Тохтар Аубакиров, ставший первым космонавтом-казахом, а до этого служивший лётчиком-испытателем в ОКБ им. Микояна и принимавший участие в доводке МиГ-31.
Подготовка МиГ-31 в сложных метеоусловиях / Фото Григория Беденко
На исправление ошибки – секунды
Самолёты очищены от снега, заправлены, заряжены аккумуляторы. По схеме первым взлетает борт – разведчик погоды. В его задачу входит составление оперативной метеокарты в зоне полётов. Это измерение нижней и верхней границы облачности, измерение силы ветра на разных высотах и других параметров. Метеоразведка осуществляется где-то в течение часа. Лётный состав пока занимается на авиационном тренажёре. Он называется "Динамика" и был разработан РСК "МиГ" специально под этот тип самолёта.
"Мы были одной из первых частей, куда пришёл этот тренажёр, – рассказывает полковник Бауыржан Амренов, замкомандира авиабазы по безопасности полётов. – Это очень дорогое удовольствие – он стоит около 7 миллионов долларов. Тренажёр полностью имитирует технику пилотирования, заход на посадку, сложные метеоусловия – ветер можно поставить, нижний край облачности. Можно заложить в программу отказ какой-либо системы".
Предшественником МиГ-31 был МиГ-25. Однако его возможности были существенно ограничены: самолёт сконструировали одноместным. Лётчику необходимо было на огромной скорости и управлять самолётом, и захватывать цель. Поэтому универсальным перехватчиком МиГ-25 так и не стал. В новом же самолёте задачи были распределены: лётчик управляет машиной и стреляет, штурман сканирует огромное пространство радиолокационным прицелом и наводит истребитель на цель. Кабина МиГ-31 двухместная. Экипаж размещается по тандемной схеме: впереди командир, сзади штурман. Надо сказать, что, несмотря на значительные размеры самолёта, жизненное пространство для экипажа весьма ограничено. Места в обеих кабинах очень мало.
Штурманское кресло МиГ-31 / Фото Григория Беденко
"Мы называем этот самолёт "воздушным кораблём". Его масса – более 40 тонн с боекомплектом и полной заправкой, – рассказывает капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31. – У этого самолёта есть ряд особенностей. Например, МиГ-29 предназначен для ведения ближних воздушных боёв. Этот самолёт помогает лётчику, у него есть система автоматического управления и тому подобное. А МиГ-31 требует к себе пристального внимания. Самолёт очень сложный в технике пилотирования, на нём очень сильно отличаются режимы взлёта и посадки. Малейшее отклонение от заданного режима может привести к печальным последствиям. На МиГ-29 диапазон ошибок широкий – можно отклониться от режима, вовремя исправить ошибки и дальше продолжить полет. На МиГ-31 диапазон очень маленький. Время принятия решения на исправление ошибок – минимальное".
Капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31 / Фото Григория Беденко
Амангельды 29 лет. Он пришёл служить в в/ч 50185 совсем недавно и летает на МиГ-31 с мая 2016-го года. Закончил Актюбинское училище в 2009 году. Летал на учебно-тренировочном L-39 в Балхаше, затем служил в Шымкенте, где летал на истребителе ближнего боя МиГ-29. Караганда – третье место службы молодого офицера ВВС.
"Наш тип истребителя очень сложный, – делится своими впечатлениями капитан Мадьяр Арыстанбеков, замкомандира авиационной эскадрильи. – В Советском Союзе на этот тип допускались лётчики не ниже 2-го класса, по званию не ниже капитана. Лётчики, прибывающие в те части, где истребитель стоял на вооружении, должны были иметь большой опыт. В Казахстане систему подготовки лётчиков для МиГ-31 немного упростили. Сейчас на этот тип у нас обучают лётчиков без класса, но с промежуточным боевым самолётом. То есть лётчик садится на МиГ-31 не сразу с учебного самолёта, а с боевой машины типа МиГ-29 или Су-27.
Вновь прибывшие лётчики проходят у нас на авиабазе переучивание: изучают особенности аэродинамики этого самолёта, материальную часть и другие дисциплины. Затем они проходят наземную подготовку на тренажёре. Затем следует так называемая вывозная практическая подготовка по определённой программе: каждому лётчику назначается инструктор и производится обучение базовым навыкам на данном типе. Это взлёт-посадка, простой пилотаж. Далее по окончании вывозной программы лётчик допускается к самостоятельным полётам. У штурманов отдельная программа подготовки. Но у них проще в том плане, что они сами самолёт не пилотируют. Штурманов готовят "с нуля". Их берут в часть сразу из училища".
Капитан Мадьяр Арыстамбеков, заместитель командира авиационной эскадрильи / Фото Григория Беденко
Крайне сложная технология пилотирования на МиГ-31 и очень большая ответственность личного состава за этот самолёт существенно ограничивают возможность для молодых лётчиков служить в в/ч 50185. Сюда берут только самых способных. В позапрошлом году пришли два человека, в прошлом – три.
От России пока отстаём
В Казахстане на вооружении стоят три модификации МиГ-31. Первая – МиГ-31Б (базовый). Это серийная модификация истребителя, оснащённая системой дозаправки в воздухе. Она поступила на вооружение в 1990-м году. МиГ-31БС представляет собой базовую модель без штанги дозаправки. Данное переоборудование объясняется тем, что в Казахстане вообще нет воздушных танкеров, способных дозаправлять боевые самолёты. МиГ-31 БСМ представляет собой модернизацию МиГ-31БС 2014-го года. Третья модификация – МиГ-31ДЗ – это серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе. Таким образом, в Казахстане эксплуатируются фактически советские по комплектации и элементной базе самолёты, хотя и с существенно продлённым ресурсом.
Здесь производят техобслуживание и ремонт МиГ-31 / Фото Григория Беденко
В России же ситуация с парком МиГ-31 отличается кардинально. В настоящее время на вооружение ставится самая современная модификация самолёта – МиГ-31БМ.
В соответствии с государственным оборонным заказом РФ до 2020 года планируется модернизировать 60 бортов МиГ-31 базовой модификации до уровня МиГ-31БМ. Все работы производятся в Нижнем Новгороде на авиазаводе "Сокол".
"В планах дальнейшая модернизация казахстанских самолётов есть, – рассказывает полковник Бауыржан Амренов, замкомандира авиабазы по безопасности полётов. – По крайней мере, нам пообещали, что она будет. Мы бы очень этого хотели. Командование нас прекрасно понимает – в ВВС, СВО, Минобороны, теперь, наверное, уже и в новом Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности. Но пока до практической реализации – заключения контрактов с Россией – не дошло".
Полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы па безопасности полётов / Фото Григория Беденко
Таким образом, сегодня казахстанский парк МиГ-31 хоть и представляет собой грозную силу и весьма существенный элемент объединённой системы ПВО государств-участников ОДКБ, но всё же существенно отстаёт от российского. Этот факт вызывает определённое беспокойство – у нас одни из самых протяжённых границ в Евразии, огромное воздушное пространство и крайне неспокойное южное направление, которое может взорваться в любой момент.
Опыт локальных конфликтов последнего времени наглядно показывает, что без авиационной составляющей сколько-нибудь ощутимого прогресса в таких войнах добиться невозможно. А применение потенциальным противником современных типов вооружения – крылатых ракет, высокоточных бомб, беспилотных летательных аппаратов и прочих – выводит ответственность средств противовоздушной обороны на принципиально новый уровень.
Посадка и выпуск тормозных парашютов МиГ-31 / Фото Григория Беденко
Тем временем разведчик погоды возвращается. Теперь, как говорят лётчики, будет работать "вся стая". Полёты на Карагандинской авиабазе продолжатся, несмотря на плохую погоду, даже после захода солнца.