Главная » 2017»Ноябрь»27 » В Минобороны рассказали о разработке авианесущих крейсеров.
06:00
В Минобороны рассказали о разработке авианесущих крейсеров.
Проект новой госпрограммы вооружений РФ предусматривает разработку и закладку авианесущих крейсеров, сообщил журналистам заместитель Минобороны РФ Юрий Борисов. "Если говорить конкретно про авианесущие крейсера, то (их разработка и закладка намечены на) конец программы", - сказал Борисов. К созданию авианосца в РФ планируется приступить в период с 2023 по 2028 годы, сообщил журналистам заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук. "К созданию авианосца нового поколения мы приступим во втором программном периоде госпрограммы вооружения", - сказал он, уточнив, что второй программный период - это с 2023 по 2028 годы. Проект перспективного авианосца "Шторм" предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил "Интерфакс". Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. "Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э "Шторм" может получить комбинированную силовую установку и два "острова" управления", - рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина "Шторма" составит 330 метров, ширина - 40, осадка - 11, скорость - до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку "Севмаш" - единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса. На его верфях полностью перестраивался тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" для поставки в Индию. Атомный реактор "Шторма" проверят на перспективном эсминце типа "Лидер", а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.
"Основное требование Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам "Шторма": корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил", - отметил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков.
Габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире. Правда, эксперты предсказывают авианосцам США гибель от разрабатываемых в России дальних ракет - те могут атаковать авианосные ордеры стаей с нескольких сторон сразу.
Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами "Гранит" и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО. Об этом в специальном проекте "РГ" "Русское оружие" пишет Антон Валагин.
Атомный монстр-невидимка: каким будет новый российский авианосец Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге – организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.
Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.
С прицелом на будущее
Первое, что бросается в глаза - это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, - вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина - большой и поменьше, и, соответственно - два направления взлета. А еще - закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты - как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».
Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20%. Уже одно это - существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.
На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках - новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.
Крейсер или аэродром
Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» - одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.
И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27. Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» - всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.
Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли. Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.
«Авианосец никогда не будет в море один, - сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».
Грани головоломки
Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей - не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.
Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.
По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч - порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод - в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном - для российского флота.
Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.
Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.
Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» - крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.
«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, - говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. - В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.