В Научно-техническом центре КАМАЗа завершаются испытательные заезды вездехода «КАМАЗ-Арктика», сообщает пресс-служба предприятия. Презентация машины состоялась в конце прошлого года в рамках ежегодной национальной многоотраслевой выставки «Вузпромэкспо-2017». В 2014 году правительством страны была принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Ее приоритетными задачами стали комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, а также ресурсной базы российской Арктики за счет использования перспективных технологий. Соответственно, для этих целей необходима машина, которая будет помогать первопроходцам и исследователям, разработчикам недр, а также медикам и МЧС. КАМАЗ отозвался на программу разработкой снегоболотохода «КАМАЗ-Арктика». Именно так будет сертифицирован первый российский «альфамобиль». Производство вездеходного транспортного средства велось совместно с Министерством образования России, МГТУ им. Баумана, Московским политехническим университетом и студенческим конструкторским бюро Московского автомеханического института.
По словам главного конструктора инновационных автомобилей Службы главного конструктора инновационных автомобилей НТЦ Сергея Назаренко, «КАМАЗ-Арктика» будет изготавливаться в двух вариантах: один с колесной формулой 6х6 и второй – 8х8. Первый вариант уже был представлен на выставке в Москве. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Машина будет сертифицирована как снегоболотоход. Это абсолютно новая разработка с точки зрения конструкции – таких машин КАМАЗ никогда прежде не создавал. Максимальная скорость «КАМАЗ-Арктики» – не более 50 км/ч, грузоподъемность 13 тонн. Вторая машина с колесной формулой 8х8, оснащенная силовым агрегатом Р6 и кабиной К5, а также автоматической КПП, должна появиться в конце 2018 года.
По условиям, для работы в районах Крайнего Севера и Арктики автомобиль должен функционировать при температурах минус 50-60 градусов, двигаться при полном бездорожье. Ключевая особенность вездехода «КАМАЗ-Арктика» – шарнирно-сочлененная рама: машина поворачивает не за счет колес, а за счет «ломающейся» рамы. Такое решение вызвано габаритами колес: они у вездехода очень широкие, не дающие достаточного для поворота ресурса.
Особые, широкие шины – еще одна особенность «КАМАЗ-Арктики». С их помощью решается проблема проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: заболоченных территориях, тундре, фирновых снегах. Шины также представлены двух размеров: версия «Негабарит» – шириной более 1000 мм и версия «Габарит» – шириной 700 мм. Первый вариант предназначен для передвижения на грунтах с низкой несущей способностью. Второй позволяет машине уложиться в разрешенные ПДД параметры, чтобы передвигаться по дорогам общего пользования. Благодаря этим качествам «КАМАЗ-Арктика» может выступать как альфамобиль – транспортное средство, которое возглавляет колонну других машин, ведет за собой обычные грузовики. Клиренс автомобиля – 677 мм.
Помимо этого, машина оснащена жилым модулем – полноценным жилым пространством, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях минимум трое суток. В модуле есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, телевизор, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор. Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от мошкары, комаров, гнуса.
В конкурентоспособности нового камазовского автомобиля сомневаться не приходится. Как заверяют разработчики «КАМАЗ-Арктики», у их детища, по сравнению с другими российскими разработками, есть ряд ключевых преимуществ, таких как жизнестойкость конструкции и высокие тяговые динамические качества автомобиля. Сейчас машина находится в Набережных Челнах: проводятся испытательные заезды на территории НТЦ. В начале лета «КАМАЗ-Арктика» появится на выставках, затем отправится в холодные районы страны для прохождения испытаний в условиях Крайнего Севера.