Успешно проведены испытания прототипа гиперзвукового летательного аппарата В России на днях были успешно проведены испытания прототипа гиперзвукового летательного аппарата, предназначенного для оснащения существующих и перспективных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), сообщил Интерфакс, сославшись на источник, знакомый с ситуацией. «Из позиционного района в Оренбургской области выполнен пуск МБР РС-18 (по западной классификации – «Стилет») с целью испытаний перспективного боевого оснащения – гиперзвукового летательного аппарата. Испытания признаны успешными», – рассказал собеседник агентства. Как пояснил впоследствии бывший секретарь Совета безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин, испытанное гиперзвуковое оружие предназначено для гарантированного преодоления систем противоракетной обороны (ПРО), которые появятся только через 20–30 и более лет. По оценке академика, проведенный пуск – демонстрация того, что Россия способна сохранять потенциал ядерного сдерживания и возможность использования соответствующих средств в неядерном оснащении. Вместе с тем эксперт полагает, что появление у России этих боевых систем не приведет к новому витку гонки вооружений. «Она начинается, когда в массовом порядке развертываются те или иные средства. Пока это демонстрация технической возможности, что тоже очень важно для обеспечения стратегической стабильности. Этап массового развертывания этих средств наступит позднее», – сказал Кокошин. Он также отметил, что нынешние системы ПРО, как и те, что появятся в ближайшие 10–15 лет, преодолимы с помощью уже имеющихся у России МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения на цель. Ранее многие военные эксперты в сфере ракетной техники высказывались на страницах «НВО» в том смысле, что наличие у России оружия, способного и на гиперзвуковой скорости совершать маневры по тангажу (вертикальная плоскость) и рысканию (горизонтальная плоскость), позволит гарантированно преодолевать любую перспективную систему ПРО и сделает ее просто бессмысленной.
Олег Владыкин
Учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 Источник: rg.ru
Создание гиперзвукового самолета продолжилось, несмотря на санкции
Модель высокоскоростного гражданского самолета (HEXAFLY-INT aircraft model) Источник: vitalykuzmin.net
Не взирая на санкции, российские ученые совместно с зарубежными коллегами продолжают совместную работу над интереснейшим проектом пассажирского гиперзвукового самолета в рамках международного проекта HEXAFLY-INT
Подведены промежуточные итоги работ по проекту высокоскоростного гражданского самолета. Конечной целью данного проекта является создание пассажирского гиперзвукового самолета, двигатели которого будут работать на водородном топливе. Расстояние от Москвы до Сиднея такой лайнер преодолеет за три часа.
Про Сидней упомянуто не случайно. В проекте активно работают австралийские ученые, хотя эта страна считается едва ли не самым ярым союзником США и всегда выступает за ужесточение санкций против России.
На встрече, прошедшей в центре авиации и космонавтики - DLR-Cologne, который находится в немецком Кельне, присутствовали руководители рабочих групп программы из ведущих европейских организаций авиационно-космической отрасли: ESA-ESTEC, AIRBUS group, ONERA, DLR, CIRA, а также участники проекта из австралийского University of Southern Queensland. Россию на встрече представляла делегация ФГУП "ЦАГИ" (координатор проекта HEXAFLY-INT со стороны России) во главе с начальником отдела Анатолием Губановым и делегация ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" во главе с заместителем генерального директора по аэрокосмическим двигателям Александром Прохоровым.
Специалистами ЦИАМ - Центрального института авиационного моторостроения - были представлены доклады, в которых приводились результаты проведенных расчетно-экспериментальных исследований по определению тягово-экономических характеристик стендового модуля прямоточного воздушно-реактивного двигателя на водородном топливе.
Согласно базовой конфигурации, выбранной европейскими партнерами, в 2015 году ЦИАМ изготовил и испытал демонстратор технологического модуля гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на водородном топливе. В ходе испытаний на стенде НИЦ ЦИАМ при имитации условий, соответствующих числу Маха М=7,4, был зарегистрирован положительный аэродвигательный баланс - тяга, создаваемая двигателем, превышала общее аэродинамическое сопротивление экспериментального объекта.
По итогам рабочей встречи был принят протокол заседания, утвержден план дальнейших работ.
Стоит напомнить, что для решения задачи по созданию высокоскоростного гражданского самолета Еврокомиссией, Минпромторгом России и правительством Австралии принято решение о проведении совместной работы под шифром "HEXAFLY-INT" в составе 7-ой рамочной программы Европейского союза. В состав участников данной работы со стороны Европы входят ESA-ESTEC (координатор Европы, Нидерланды), ONERA (Франция), CIRA (Италия), DLR (Германия), AIRBUS group и другие. В состав участников со стороны России входят ГНЦ ФГУП "ЦАГИ" (координатор от России), ГНЦ ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова", Московский физико-технический институт (МФТИ). В состав участников со стороны Австралии входят The University of Sydney, University of Southern Queensland.
ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова" - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Сергей Птичкин
В ЛИИ готовятся к испытаниям экспериментального гиперзвукового летательного аппарата
Один из экспериментальных ГПВРД, созданных в ЦИАМ
Создание летающей лаборатории для гиперзвуковых исследований на базе самолета Ил-76 уже началось
По официальной информации, в ЛИИ им. М.М.Громова на базе транспортного самолета Ил-76 создается летающая лаборатория для проведения экспериментов с отделяемым от самолета-носителя гиперзвуковым летательным аппаратом. По словам генерального директора ЛИИ Павла Власова, «гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП разрабатывается с целью создания экспериментальной базы для проведения летных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым летательным аппаратом (ЭГЛА)». Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) создается специалистами Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова. По утверждению разработчиков, двигатель-демонстратор обеспечит крейсерский полет ЭГА в диапазоне скоростей от М=5 до М =7. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат, на котором установят ГПВРД, создается специалистами ЛИИ и ЦАГИ.
В летающую лабораторию (ЛЛ) переоборудуют самолет Ил-76МД (бортовой № 76454), который прошел капитальный ремонт в 2015 г. на 123-м авиационном ремонтном заводе в городе Старая Русса (Новгородская область). В 2002 г. эта машина вместе с другими самолетами Ил-76 СКИП (командно-измерительными пунктами) была передана из состава ВВС России на баланс ЛИИ. В начале 2007 г. самолет был переделан в Институте в летающую лабораторию Ил-76 ЛЛ для проведения летных испытаний российско-французского реактивного двигателя SaM146, предназначенного для регионального самолета «Сухой Суперджет-100». Летные испытания двигателя SaM146 завершились в первом полугодии 2010 г.
[i]Проходящий сейчас переоборудование в самолет-носитель гиперзвуковой летающей лаборатории принадлежащий ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" самолет Ил-76МД ЛЛ (бортовой номер 76454, заводской номер 0063469074, серийный номер 52-09) после завершения ремонта на ОАО "123 авиационный ремонтный завод". Старая Русса (Новгородская область), 16.09.2015 Источник: Игорь Двуреков / russianplanes.net
На самолете Ил-76МД ЛЛ намечено демонтировать один двигатель Д-30КП (внутренний на левой консоли крыла), а вместо двигателя на специальном пилоте будет подвешиваться экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат (ЭГЛА). Во время испытательного полета ЭГЛА отделиться от машины Ил-76ЛЛ и уйдет в самостоятельный полет.
Работы по гиперзвуку в ЛИИ проводятся в рамках утвержденной правительством Федеральной целевой программы, реализацию которой курируют несколько министерств, в частности, Минобороны России. Однако, по неофициальной информации, эта ФЦП, как и другие важные для обороноспособности страны программы, уже несколько раз подвергалась секвестру.