Технологии снижения радиолокационной заметности существуют уже относительно давно и в той или иной степени применяются на многих самолетах. Но настоящим символом технологии «стелс» стал, безусловно, американский самолет F-117 Nighthawk от компании Lockheed Martin. Ночной ястреб, Козодой, Хромающий гоблин; угловатые формы этого самолета хорошо узнаваемы даже теми, кто авиацией особенно не увлекается. Американцы старательно пиарили свой самолет-невидимку. Он снялся в нескольких кассовых голливудских фильмах, появился в популярных компьютерных играх, всплывал в литературных произведениях соответствующей тематики. Но, как и в анекдоте о Джоне – строителе мостов, стоило полковнику Золтану Дани с помощью старого советского зенитного комплекса сбить один в небе над Сербией, как вся пиар-кампания пошла насмарку. Правда, после этого случая Nighthawk прослужил еще целых 6 лет, но с 2005 года в американских ВВС начали появляться более похожие на самолет F-22 Raptor, и старые самолеты-невидимки начали потихоньку снимать с вооружения. Но не окончательно. Конгресс потребовал, чтобы списанные самолеты хранились в пригодном для немедленного возврата в строй состоянии, что и было исполнено. F-117 стояли в специально оборудованном ангаре «хранилище - 1000» в Неваде. Стабильная температура, отсутствие пыли и низкая влажность воздуха способствовали хорошей сохранности бывших сверхсовременных истребителей. Но такой режим хранения обходился Пентагону в копеечку.
И вот, в рамках сокращения военных расходов, все имеющиеся F-117 отправляются на базу ВВС Дэвис-Монтен в штате Аризона. База эта известна тем, что на ее территории расположено самое большое авиационное кладбище, на котором доживают свой век тысячи и тысячи самолетов.
Жаркая и засушливая погода аризонской пустыни, конечно, способствует длительному сохранению самолетов под открытым небом, да и перед постановкой на постоянное место хранения все машины тщательно консервируют. Но все же своим ходом улететь из Дэвис-Монтен удается не многим самолетам.
Условно все попавшие туда машины можно разделить на три части: самолеты для потенциальной продажи, самолеты-доноры запчастей и хлам, который просто будет гнить в течение ближайших 30-40 лет. И, судя по всему, F-117 будут относиться как раз к третьей категории.
Судите сами, продать такой самолет кому бы то ни было американцы не смогут, даже если захотят. Слишком он капризен в обслуживании и тяжел в управлении. К тому же специфичен донельзя. Пожалуй, в мире найдется не больше десятка стран, у которых гипотетически могут возникнуть задачи, для решения которых подойдет именно F-117. Ночной малозаметный ударный самолет — слишком узкая ниша. К тому же, все эти страны либо разрабатывают собственный истребитель пятого поколения, либо присоединились к американской афере с F-35.
Разобрать на запчасти тоже не представляется возможным. Это B-52 ранних годов сборки, хранящиеся на базе Дэвис-Монтен, могут поделиться со своими более молодыми собратьями какими-нибудь наименее изношенными деталями. У F-117 такой возможности нет, они сняты с вооружения полностью.
Остается только бессрочная парковка. Возможно, сложится такая ситуация, когда правительство США профинансирует возвращение в строй нескольких хромающих гоблинов, но с тем же успехом можно ожидать, что ближайшая экспедиция на Луну полетит на двигателях F-1, конструкции Вернера фон Брауна.
Итак, легендарный американский самолет-невидимка отправляется на кладбище. Жалко? Да нисколько.