В последнее время сообщения о воздушных перехватах нашими истребителями самолетов США поступают столь же регулярно, как и информация о подготовке парада Победы. 14 апреля Су-27 перехватил американский разведчик RC-135 в небе над Балтийским морем. Американским генералам этот маневр не понравился. Они заявили, что российский пилот действовал неправильно, угрожая безопасности своего американского коллеги. Тот испугался и изменил курс. 21 апреля МиГ-31 перехватил в районе Камчатки американский противолодочный самолет Р-8. При этом американские генералы выразили удовлетворение действиями российского пилота, заявив, что все было сделано грамотно. Комментировали эти два события разные генералы, поскольку в обоих случаях российские пилоты приблизились к перехватываемым целям на одно и то же расстояние в 15 метров. Такого рода инциденты участились в связи с обострением отношений между Россий и США. При этом Запад традиционно обвиняет в опасных маневрах российскую сторону. То есть все переворачивает с ног на голову. Поскольку в действительности перехваты являются ответной реакцией на недружественные действия натовской авиации, интенсифицировавшей разведывательные полеты у российской границы. И если бы они не встречали отпора, то самолеты-разведчики внедрялись бы в наше воздушное пространство.
При этом маневр, который Пентагон называет «опасным», является не только эффективным, но и единственным средством заставить потенциального нарушителя границ резко изменить курс. Чем меньше дистанция сближения, тем большие эмоции испытывают американские пилоты, в этом веке не сталкивавшиеся со столь непочтительным к себе отношением. Так, в середине 2014 года над тем же самым Балтийским морем пилот Су-27 подлетел к RC-135, довольно неуклюжему самолету, на расстояние около восьми метров. Американец был настолько потрясен, что с перепугу вторгся в воздушное пространство Швеции. Шведы проявили к нему значительно большее дружелюбие.
Что такое перехват воздушного судна
Если быть точными в терминологическом отношении, то все, о чем было сказано выше, это никакой не перехват. А демонстрация намерений и возможностей. Перехват — это мероприятие сил ПВО, которое предназначено для уничтожения цели либо для вывода ее из строя или принудительного приземления. В нем используются наземные службы (РЛС и командные пункты наведения на цель), зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а также истребительная авиация. Причем авиация специализированная — перехватчики, к которым относятся самолеты МиГ-31 и Су-27.
Последовательность действий такова. Наземные радары обнаруживают цель. Вычисляется ее координаты, расстояние, скорость, направление движения. Определяется траектория движения. И подается команда на запуск зенитной ракеты. Либо поднимается в воздух перехватчик, которому выдается полетное задание — скорость и направление полета. Что называется наведением перехватчика на цель. Следуя командам с земли, перехватчик в какой-то точке своей траектории приближается к цели на расстояние атаки. Причем он находится в положении, удобном для атаки. И либо обстреливает цель из пушки, либо поражает ракетой.
Если речь идет о принудительной посадке, то атакующий истребитель для демонстрации серьезности своих намерений делает предупредительные выстрелы из пушки. Предупредительный ракетный обстрел невозможен, поскольку ракета имеет систему самонаведения на цель.
К истребителю-перехватчику предъявляются более высокие требования, чем к самолетам, предназначенным для завоевания господства в воздухе, — по скорости и по высотности. Потому что бороться приходится с разведчиками, которые, как правило, тоже скоростные и высотные (RC-135, о котором шла речь выше, к таковым не относится).
До сих пор эксплуатирующийся в странах третьего мира, включая Украину, советский перехватчик МиГ-25 имеет максимальную скорость 3000 км/ч и потолок 27000 м. У нас он эксплуатировался с 1970 года до 2012 года. Был вооружен четырьмя управляемыми ракетами.
Су-27 при более скромных скоростных и высотных показателях (2500 км/ч и 18500 м) имеет более серьезное вооружение. Во-первых, это пушка, которой не было у МиГ-25. Во-вторых, целых 10 узлов подвески, поскольку самолет относится к классу тяжелых истребителей.
И, наконец, без сомнения, лучший в мире перехватчик МиГ-31, который сейчас модифицирован до версии МиГ-31БМ. Несмотря на то, что эксплуатируется с 1981 года, оснащение новой РЛС и системой управления вооружением привели машину к поколению 4++. У самолета появилась пушка. Оснащается 8-ю ракетами малой, средней и большой дальности (до 300 км) в различных комбинациях. МиГ-31БМ способен поражать не только любой самолет, но и крылатые ракеты. Максимальная скорость — 3000 км, динамический потолок — 29000 м, практический — 20600 м.
Противники
В середине 50-х годов в небе «блистал» Boeing RB-47 Stratojet, переоборудованный из основного реактивного бомбардировщика США. Он имел дозвуковую скорость и потолок в 13 тыс. метров, но брал своей мощью. Отстреливался из двух пушек и имел большую живучесть. За счет большой грузоподъемности (до 11 тонн) был загружен большим объемом шпионской аппаратуры, которую обслуживали три офицера. В 1954 году шесть советских МиГ-17 не смогли ничего сделать с «американцем» в районе Кольского полуострова. В том же году еще три вторжения в советские пределы прошли безнаказанно. Однако затем, начиная с 1955 года, ВВС США прощались с очередным сбитым разведчиком чуть ли ни ежегодно.
Наиболее впечатляющим стал перехват, который осуществил летом 1960 года над Кольским полуостровом капитан Василий Амвросиевич Поляков на МиГ-19.
После того, как Поляков передал на КП, что визуально определил тип самолета и его принадлежность, поступил приказ посадить нарушителя. Пилот RB-47 Уильям Палм не подчинился сигналу: «Внимание! Следуй за мной».
После чего с земли поступила команда на уничтожение цели. Поскольку Поляков находился на расстоянии 30 метров от «американца», то воспользоваться неуправляемыми ракетами было невозможно. И тогда он дал очередь из 30-мм пушки, израсходовав 111 снарядов.
У разведчика начался пожар двух двигателей. Самолет потерял управление и стал терять высоту. Экипаж, состоявший из троих человек, покинул самолет и воспользовался надувными плотами. Командир умер в воде от переохлаждения. Двоих подобрал рыболовный траулер «Тобольск». Трое операторов разведаппаратуры по неизвестным причинам самолет не покинули, и вмести с ним ушли на дно.
Появившийся в 1956 году разведчик Lockheed U-2 до сих пор обладает самым высоким в мире аэродинамическим качеством (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) среди серийных самолетов. По сути, это планер с реактивным двигателем. Он способен парить на высоте, превышающей 20 км, длительное время, периодически отключая двигатель. Целых 4 года он был недосягаем для советской истребительной авиации — ни один самолет не мог добраться на такую высоту. За 4 года U-2 совершил 24 полета над территорией СССР. Он засек расположение космодрома Байконур и ряда других стратегических объектов.
Однако 1 мая 1960 года был сбит ракетой только что появившейся на вооружении ПВО Советского Союза ЗРС-75. С этого момента безнаказанность U-2 канула в прошлое. Именно эти ракеты сбивали его и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме. В нашем небе пилоты этого прекрасного самолета судьбу больше не испытывали.
Неоднократно модернизированный U-2 до сих пор находится в строю. Но полеты на нем летчиками воспринимаются уже не как сильно полезные с разведывательными целями, а как некое чистое искусство, как поэзия неба.
Легендарный Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), эксплуатировавшийся до 1998 года, был способен разгоняться до 3,3 М и подниматься на высоту 25600 метров. За счет резких маневров мог уходить от ракеты. При его создании были использованы стелс-технологии. Однако они оказались неэффективны. При высоких скоростях корпус изрядно разогревался и сильно фонил в инфракрасном диапазоне. Еще большую заметность давал реактивный выхлоп.
Довольно долго он совершенно спокойно «навещал» Камчатку, собирая развединформацию. Правда, границу при этом не пересекал. Но после появления в составе сил ПВО МиГ-31 спокойная жизнь для американских пилотов прекратилась. Хоть, разумеется, и смертельной опасности не появилось. Несколько раз пилоты МиГов в нейтральный зоне встречали «Черного дрозда». То есть ждали, когда он перегонит перехватчик на своей страшной скорости. После чего ловили «американца» в прицел, «ощупывая» лучом системы наведения. SR-71 ощутив «поджаривание», резко менял курс и уходил в сторону от Камчатки на окинавскую базу, не выполнив боевое задание.
«Пасся» разведчик и в районе Кольского полуострова. Здесь МиГи использовали ту же тактику условного перехвата. Но однажды, 27 мая 1987 года, SR-71 увлекся и оказался над нашей территорией. По тому же самому сценарию он был вытеснен в нейтральную зону.
В конце 80-х годов активность полетов «Черных дроздов» существенно снизилась. А затем и вовсе сошла на нет. Попытки США возобновить проект в 1993 году оказались безрезультатными. Официальная версия — слишком дорогая эксплуатация уникальных машин. Однако существует мнение, которое высказывалось не только в России, но и в США, что в определенной степени на отказ от использования SR-71 повлияли способные противостоять грозной машине перехватчики МиГ-31. А также принятие на вооружение новейших модификаций ЗРК С-300, способных с легкостью достать «Дрозда» в поднебесье, как бы стремительно он ни разгонялся.
Что же касается RC-135 и Р-8, которые были условно перехвачены в апреле, то для российских перехватчиков они не представляют ни малейшей проблемы. Первый создан в середине 60-х годов. Второй начал эксплуатироваться в 2013 году. Но, по сути, это пассажирские авиалайнеры, имеющие точно такие же летные характеристики. Первый набит шпионской аппаратурой. Второй патрулирует водное пространство в поисках подводных лодок. Вот только слишком близко к российским берегам ему приближаться не стоит.