Главная » 2016»Май»28 » Судостроение наше: 100% кораблей ВМФ РФ строится на родных верфях.
11:45
Судостроение наше: 100% кораблей ВМФ РФ строится на родных верфях.
Сегодня все чаще говорят об успехах или провалах программы импортозамещения. В первую очередь, это касается крупной промышленности, как в гражданском, так и в военном сегменте. Неоднократно первые лица государства, включая президента страны В.Путина, обращали внимание на значимость импортозамещения в этих сферах. Также и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в эксклюзивном интервью нашему изданию не обошел эту тему стороной, отметив успехи Средне-Невского судостроительного завода (входит в ОСК). О том, как в судостроительной отрасли выполняется программа импортозамещения, корреспонденту ФБА «Экономика сегодня» рассказал представитель АО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Черниговцев. - Как в судостроительной отрасли проходит программа импортозамещения? - Процесс идет с разным темпом и разной результативностью от сегмента к сегменту. Возьмем военный сегмент. В нем работа ведется по плану и с требуемыми результатами, 100% кораблей Военно-морского флота РФ строится на отечественных верфях. Проблем с импортозамещением строительства (как процесса получения готового изделия) военных кораблей нет: 90% комплектующего судового оборудования – отечественного производства. Необходимо импортозамещение ряда изделий производства Украины, стран ЕС. Наиболее критичные позиции: судовые дизельные двигатели, судовые турбины, электрооборудование, некоторые другие. Есть реальные успехи по дизельным двигателям.
100% кораблей ВМФ РФ строится на отечественных верфях
По судовым турбинам соответствующая работа ведется рыбинским НПО «Сатурн» (рассчитываем получить первые турбины к 2018 году). Редукторы для судовых турбин будет производить петербургский завод «Звезда». В ОСК создано целевое подразделение «Отдел импортозамещения», а во всех проектно-конструкторских бюро сформированы рабочие группы по импортозамещению. Среди других мер можно назвать следующие: отобрано более полусотни предприятий-производителей отечественных комплектующих и материалов; регулярно проводятся встречи с предприятиями-импортозаместителями и ПКБ, составлены паспорта поставщиков, в том числе и альтернативных поставщиков; уменьшается количество единственных поставщиков; активно привлекаются предприятия среднего бизнеса. Работы по импортозамещению в ОСК идут в плановом порядке. А завершение работ по основным направлениям предполагается в 2018 году.
- А если говорить о гражданском сегменте?
- Только около 30% судов и морской техники для российских заказчиков строится (получение готового изделия) в Российской Федерации. Предстоит наладить строительство современных газовозов, танкеров, рыболовецких судов, многоцелевых судов.
Более того, имеющиеся технологические возможности и компетенции отечественного судостроения не используются в полной мере. Например, в текущем году, несмотря на все внимание федеральных органов власти к вопросам импортозамещения и снижения технологической зависимости от иностранных партнеров, продолжается аренда иностранных буровых установок с иностранным экипажем (так называемый тайм-чартер) для проведения геологоразведочных работ на шельфе РФ в интересах компаний с государственным участием, таких как Газпром и Роснефть. Такое состояние дел, по мнению ОСК, неприемлемо с государственной точки зрения. Тем не менее, и в этом сегменте есть успехи. В гражданском судостроении импортозамещение происходит через механизм локализации.
Работы по импортозамещению в ОСК идут в плановом порядке - Есть ли конкретные примеры?
- Например, в январе 2016 г. на ЦС «Звездочка» в рамках реализации программы импортозамещения выполнены работы по проектированию и изготовлению подруливающего устройства ПУ130/5. Тогда же оно было отгружено в адрес заказчика – ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» – для оснащения среднего морского танкера «Академик Пашин».
В настоящее время Центром пропульсивных систем «Звездочки» ведется разработка и освоение производства подруливающих устройств (ПУ) и винторулевых колонок (ВРК) механического типа в диапазоне мощностей от 500 кВт до 9 МВт. К 2020 году Центр судоремонта «Звездочка» сможет обеспечивать потребности отечественного судостроения в ПУ и ВРК механического типа практически по всей номенклатуре – от буксиров до ледоколов. Также ОСК ведет переговоры с ведущими мировыми компаниями и представителями промышленных кластеров Германии о создании совместных производств на территории РФ: изделий судового машиностроения и изделий для технологии производства судов.
В части стимулирования развития отечественного гражданского судостроения и для обеспечения заказчиков гражданской продукции судами отечественной постройки с высокой степенью отечественного контента необходимо выполнение нескольких условий: меры государственной поддержки заказчиков, приобретающих суда в России; меры поддержки верфей, строящих гражданские суда для государственных заказчиков; протекционистские мероприятия для российского гражданского судостроения (ограничения на приобретения судов иностранного производства новых и б/у государственными заказчиками). Более того необходима четкая и действенная программа локализации для производителей судового оборудования и взаимодействие с российскими предприятиями, производящими продукцию военного назначения.
Имеющиеся технологические возможности и компетенции отечественного судостроения не используются в полной мере - Насколько удачно получилось заменить немецкие дизельные двигатели, которые вам отказалась поставлять компания MTU?
- Замена прошла очень удачно: специалисты «Коломенского завода» и завода «Звезда» на полгода раньше контрактного срока начали поставлять изготовленное оборудование: дизели и редукторы. 19 мая завершена погрузка двух последних (всего – четыре, дизель-дизельные агрегаты 1ДДА-12000) главных двигателей на корвет «Гремящий» проекта 20385, строящийся на судостроительном заводе «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Двигатели изготовлены в рамках программы импортозамещения на Коломенском заводе на базе собственных научно-технических разработок. Для Коломенского завода данный тип двигателя является серийным, в него внесен ряд улучшений в части эксплуатационных характеристик, в том числе увеличена надежность.
Справка ФБА «Экономика сегодня»:
Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная компания России, учреждена в 2007 году в соответствии с указом президента России В. Путина № 394. 100 % акций АО «ОСК» находится в федеральной собственности. В корпорации трудится свыше 80 тысяч человек. В состав ОСК входят более 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах РФ — от Калининграда до Владивостока, от Северодвинска до Астрахани.