Заместитель главы холдинга "Вертолеты России" по производству и инновациям Андрей Шибитов заявил, что наша страна создала самый быстрый боевой вертолет в мире. Причем, этот перспективный боевой вертолет уже в июне совершит первый полет со скоростью 400-450 километров в час. Де-факто это не серийный вертолет, а своеобразная летающая лаборатория, которая уже поднималась в воздух и сейчас готовится к полету на запланированную в программе скорость. Отметим, что проблема увеличения скорости вертолетов сейчас находится на повестке дня, как в России, так и в других странах мира. Другой вопрос, что эта проблема упирается в тот факт, что возможности для увеличения скорости в рамках стандартной компоновки вертолетной техники на сегодня практически исчерпаны. Так что, для того, чтобы увеличить скорость вертолетов, необходимо внести коррективы в их классическую конструкцию. В США для этого предлагается концепт конвертоплана, где при взлете и посадке летательный аппарат действует, как вертолет, а в полете, как самолет. Другой вопрос, что у такого подхода существует масса недостатков, не говоря уже про тот факт, что подобные аппараты ближе к самолетам вертикального взлета, чем к вертолетам. В России работы идут над концепцией "винтокрыла", которая в нашей стране разрабатывается параллельно с классическим вертолетом, начиная с пятидесятых годов прошлого века. На деле это обычный вертолет, который обладает еще одним силовым агрегатом, обеспечивающим дополнительную скорость в полете. Именно такой вариант на примере летающей лаборатории сейчас и реализовывается холдингом "Вертолеты России". Заместитель главного редактора журнала "Арсенал отечества" Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА "Экономика сегодня" отмечает, что нельзя говорить, что нам представлен некий "вертолет будущего", поскольку перед нами летающая лаборатория, которая создана на базе платформы ударного вертолета Ми-24/35 "Крокодил". "Это экспериментальная машина, которая сделана на основе базовой, чтобы испытать определенные решения и сделать выводы, как они могут быть реализованы в рамках серийной модели и вообще, насколько целесообразен такой подход. Это испытательный вариант, прототип, на котором обкатываются двигатели, аэродинамические концепции и все это подгоняется под итоговую задачу по увеличению скорости летальных аппаратов. Сам же высокоскоростной вертолет будут создавать намного позже и не факт, что на базе текущих вертолетных платформ", - резюмирует Дрозденко. Здесь можно вспомнить, что на модернизированной версии Ми-24 в 1978 году был установлен рекорд скорости для вертолетов. Тогда Ми-24 смог разогнаться до 368 км в час, хотя позже этот рекорд был побит, причем европейский Eurocopter X3 и американский Sykorsky X2 смогли преодолеть рубеж в 400 км в час, используя как раз схему с дополнительными силовыми агрегатами, причем в США вообще заявляли о достижении скорости в 474 км в час, что, впрочем, не было как-либо официально зарегистрировано. Для нас такие скоростные показатели не являются каким-либо препятствием. Просто до сих пор нет ответа на вопрос, насколько целесообразно с практической и экономической точек зрения применять подобные решения в рамках серийного вертолетостроения. Поэтому основной вопрос данного эксперимента заключается не в рекордах скорости, а в обкатке и применении на практике конкретных технологических решений. "Впрочем, такой подход может дать новую жизнь и для платформы Ми-24/35, это ведь совсем не старая машина, которая хорошо продается и успешно применяется российскими ВКС в Сирии. Так что, в случае, если она получит новую более скоростную вариацию, учитывая ее отработанные ударные средства, это вполне может привести к тому, что она снова станет хитом мирового рынка ударных вертолетов, как это и было раньше", - констатирует Дрозденко. По словам Дрозденко, у Ми-24 отличная аэродинамика, которая позволяет использовать такие технические приемы, из-за чего, собственно, для летающей лаборатории в качестве платформы был выбран именно этот боевой вертолет. "Впрочем, в случае вертолетов нового типа для нужд Российской армии речь будет, скорее всего, вестись о разработке новых платформ, что не отмечает саму возможность доделки Ми-24 для этих требований хотя бы в качестве экспортного варианта. Ведь стоящий в основе этих технологий принцип толкающего винта прорабатывался в ОКБ Милля и Камова еще на примере "винтокрыла" и, наверняка, как-то учитывался и в существующих платформах", - заключает Дрозденко. По мнению Дрозденко, проблема существующих платформ заключается в том, что у них существуют ограничения по скорости, а в ситуации, когда у них появляется толкающий винт, основное силовое устройство работает в полете как обычное крыло. "Для каких типов вертолетов применение таких технологий, является наиболее важным - вопрос сложный. Для транспортных вертолетов важнее такие параметры как экономичность, масса груза и дальность, а вот для ударных и пассажирских вертолетов вопрос скорости может в итоге выйти на первый план. Здесь нужна скорость как таковая, так что, тут эти решения действительно актуальны", - резюмирует Дрозденко.
Дмитрий Сикорский |