Главная » 2017»Октябрь»20 » Конструкция крыла Ил-112В ранее на отечественных транспортных самолётах не использовалась.
06:39
Конструкция крыла Ил-112В ранее на отечественных транспортных самолётах не использовалась.
Одной из главных программ отечественного авиастроения, реализуемых в настоящее время, является разработка и строительство лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Эта машина предназначена для транспортировки лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолёта. Также самолёт может осуществлять воздушное десантирование военных грузов и личного состава. Ил-112В придёт на смену выбывающему парку самолётов Ан-26. Работы по проекту Ил-112В ведутся согласно государственному контракту на проведение опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта, заключенному между Министерством обороны РФ и ПАО «Ил». Самолёт Ил-112В создается на ПАО «ВАСО» в «цифре», в соответствии с современными стандартами авиастроения. Впервые на производстве используется ноу-хау – 3D-терминалы, с помощью которых можно рассмотреть конфигурацию любой детали и этапы технологического цикла, как при проектировании, так и в процессе производства. Особенностью нового лёгкого транспортника является крыло, представляющее собой кессонную конструкцию. Вместо двух отдельных консолей, соединенных с центропланом, цельное крыло Ил-112В крепится сверху на фюзеляж с помощью силовых элементов и специальных креплений. Ранее подобная конструкция крыла на отечественных транспортных самолётах не использовалась. Данное конструкторское решение позволит облегчить вес воздушного судна, что сделает самолёт более экономически эффективным в эксплуатации. В настоящее время на ПАО ВАСО уже завершён важнейший этап производственного цикла по созданию самолёта – стыковка крыла с фюзеляжем.
Разработка зализа крыла Ил-112В получила диплом конкурса «Авиастроитель года-2016» в номинации «Лучший инновационный проект». Работа была выполнена под руководством заместителя Главного конструктора Кругляковой Ольги Валентиновны коллективом молодых специалистов отдела Аэродинамики и Динамики полета (Александер Лоренсо Пакина, Антон Серафимович Сухарев, Антон Юриевич Рублев) и отдела Компоновки самолета (Владислав Николаевич Теремшонок).
Ценность работы заключается в сочетании инновационного подхода к проектированию аэродинамической поверхности и практического результата, который существенно снижает массу снаряжённого самолёта Ил-112В без кардинальных доработок конструкции. Молодые инженеры предложили новый метод проектирования зализа крыла и фюзеляжа, который позволил создать единую параметризированную математическую модель поверхности высокого качества и гладкости. Этого невозможно было добиться, используя другие методики проектирования, т.к. результатом проектирования по ним являлись многочисленные отдельные фрагменты поверхности, которые необходимо было «сшивать» между собой. При проведении работ по повышению аэродинамического и весового совершенства существующей концепции лёгкого транспортного самолёта-высокоплана были проработаны более эффективные компоновки крыло+фюзеляж+зализ, в том числе со смещением крыла в контур фюзеляжа.
Инновационный метод позволил не только повысить качество поверхности, но и сократить время проектирования. Новый зализ крыла и фюзеляжа для самолёта Ил-112В имеет габаритный размер на 32% меньше исходного, а его масса уменьшилась на 85 кг.
Для сравнения аэродинамического совершенства исходного и нового зализа специалистами отдела Аэродинамики и Динамики полёта были выполнены расчёты с использованием современных высокоэффективных программных комплексов вычислительной аэродинамики (CFD). Базой для оценки служили результаты продувок исполнительной модели самолёта Ил-112В в аэродинамической трубе ЦАГИ (АДТ Т-106) с исходным зализом. Расчёты показали, что новая компоновка сохранила высокий уровень аэродинамического совершенства исходного зализа и не требует доработки силовой схемы конструкции и перекомпоновки внутренних систем. Это позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами внедрить зализ в конструкцию серийных лёгких транспортных самолётов.
В настоящее время предложенный вариант зализа принят на детальную проработку для внедрения в конструкцию серийного самолёта Ил-112В. По контракту на опытно-конструкторские работы на ВАСО будет построено два самолёта. Первый будет использоваться в лётных испытаниях. Второй самолёт будет ресурсный для проведения испытаний в ЦАГИ. Реализация данного проекта в очередной раз показала, что максимального результата можно добиться только сочетая энергию молодых специалистов с опытом ведущих инженеров.
По материалам журнала (с) "Крылья Родины", сентябрь-октябрь 2017 г., стр. 17-18