Су-35С — высокотехнологичное настоящее российских ВКС.
Сверхманёвренный, способный одинаково эффективно поражать воздушные и наземные цели истребитель Су-35С принят на вооружение. Группировка этих машин будет определять превосходство Воздушно-космических сил России над любым противником в ближайшее десятилетие вплоть до появления в войсках новейших комплексов 5-го поколения Су-57. Но и тогда Су-35С будет «лучшим из лучших», оставаясь квинтэссенцией всего самого современного, что было создано в российской боевой авиации за последнее время. Восторженные эпитеты, применяемые к Су-35С, неслучайны. До официальной презентации перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА – Т-50) Су-35С считался на Западе российским ответом американским F-22 Raptor и F-35 Lightning. Именно он представлялся главной угрозой в бою и конкурентом на экспортном рынке. Причина этого в том, что именно на Су-35С впервые применены технологические решения и установлено оборудование, свойственное более совершенному, 5-му поколению авиатехники. При этом в отличие от сверхдорогих F-22 Су-35С остаётся всё в той же ценовой нише, что и популярные на рынке истребители семейства Су-27/30. Стоимость Су-35С, как и его предшественники поколения 4+, 30–38 млн долларов, что как минимум на треть ниже цены Т-50 и втрое – F-22.
Кроме совершенной аэродинамической схемы планера, у Су-35С ещё очень много достоинств. Это первый российский боевой самолёт, получившей двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С). Этот мотор специально создавался для истребителей 5-го поколения. Он отличается увеличенной тягой в 14,5 т, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это даёт машине не только большую скорость и манёвренность, но и возможность брать больше вооружения.
Любопытный факт раскрыл и один из строевых лётчиков, летающих на Су-35С. В интервью агентству РИА Новости пилот рассказал, что летать ему приходилось почти на всех типах современных истребителей, однако Су-35С намного их превосходит. Он лёгок в управлении и невероятно манёвренный. При этом самолёт способен исчезать с экрана неприятельских радаров в момент так называемого зависания.
Как объяснил пилот, все системы слежения за воздушными целями основаны на эффекте Доплера. То есть цель может быть отслежена только во время движения. Благодаря особой конструкции сопел Су-35С может на несколько секунд в прямом смысле слова зависнуть в воздухе и в этот момент исчезнуть с радаров. Этот элемент высшего пилотажа является обязательным в демонстрационных полётах Су-35С на различных авиашоу, и совсем недавно мы имели возможность увидеть его на МАКС-2017.
С 5-м поколением Су-35С роднит и полностью цифровая кабина. По некоторым данным, по компоновке и оборудованию она практически такая же, как и у Су-57. В ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них большие цветные жидкокристаллические экраны. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления двигателем заменены электрическими. Это экономит не только место и вес, но и позволяет сделать управление истребителем более точным, ввести в него параллельный (дистанционный) контроль.
Су-35С, Сирия, вылет на боевое задание, февраль 2016 года Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net
На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить лётчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов, например полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, машина берёт на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы лётчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолёт в неуправляемый штопор.
На Су-35С впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полётную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолёта на свой аэродром. БИНС работает в связке с приёмниками GPS и ГЛОНАСС. Но может и без них.
Су-35С, МАКС-2015 / (с) Марина Лысцева
Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решёткой (ФАР) «Ирбис» – уникальный на сегодня по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам он близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис» видит цели на дальностях 350–400 км. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 км – железнодорожный мост, за 100–120 км – катер, за 60–70 км – установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков и поразить их все.
Председатель Военно-научного комитета вооруженных сил – замначальника Генштаба генерал-лейтенант Игорь Макушев говорит, что в ходе применения Су-35С в Сирии машина показала не только высокие эксплуатационные качества, но и боевые. При максимальной боевой нагрузке в восемь тонн истребитель берёт на боевое задание авиационные бомбы, ракеты «воздух – воздух», а также впервые применяет противокорабельную крылатую ракету Х-35У.
«В ходе апробации самолёт Су-35С осуществлял применение корректируемых авиационных бомб и управляемых ракет "воздух – поверхность", – сообщил генерал-лейтенант. – Высокие точностные характеристики показала корректируемая авиационная бомба с пассивной головкой самонаведения КАБ-500КР. Выполнены пуски управляемой ракеты "воздух – поверхность" Х-29ТД, а также противокорабельной ракеты Х-35У, доработанной для боевого применения по наземным целям».
Су-35С, статическая экспозиция на МАКС-2015 Фото (с) Андрей Величко, Авиация России
«Кроме того, с учётом оснащённости Су-35С комплексом радиоэлектронного противодействия "Хибины", а также управляемыми ракетами "воздух – воздух" большого радиуса действия самолёт выполнял задачи по прикрытию ударных групп авиации патрульным сопровождением и постановкой заслонов в воздухе в районе выполнения боевой задачи», – уточнил Макушев.
Из этих слов можно сделать вывод, что Су-35С – не только истребитель завоевания господства в воздухе. Машина может считаться по-настоящему многофункциональным комплексом, способным выполнять задачи по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. При этом истребитель будет использовать весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения. А применение модифицированных крылатых ракет Х-35У свидетельствует, что у машины есть ещё и большой потенциал модернизации.
Су-35С, Сирия, вылет на боевое задание, февраль 2016 года Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net
Истребитель 5-го поколения Су-57 появится в войсках ещё не скоро. Его освоение и доведение до ума – процесс не быстрый. От первого Су-27 до его самой совершенной версии Су-35С прошло 35 лет (первые Су-27 поступили в лётные части в 1982 году). Поэтому в ВКС всегда позиционировали Су-35С как переходную ступень перед появлением в войсках машины следующего, более совершенного поколения. На Су-35С лётчики должны начать освоение техники будущего, учиться грамотно применять её в бою, отполировывая на практике требования к Су-57. С принятием на вооружение Су-35С, независимо от того, когда в части поступят первые комплексы 5-го поколения, высокотехнологичное будущее наших ВКС наступило.