Главная » 2017 » Июнь » 23 » 23 июня 1911 года в Актюбинске, родился выдающийся конструктор отечественных авиационных и ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов.
11:29 23 июня 1911 года в Актюбинске, родился выдающийся конструктор отечественных авиационных и ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. |
Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ - конструктор отечественных авиационных и ракетных двигателей. Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Родился 23 июня 1911-го в Актюбинске. Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926-м начал работать слесарем. В 1930-м закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933-м поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА им. Жуковского, который закончил с отличием в 1938-м. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем» (!). 4 апреля 1941-го успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиамоторов. С июля по сентябрь 1942-го, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942-го познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиазавод. Здесь он проработал с 1943-го по 1949-й, сначала под руководством В.Я. Климова, затем, с 1 июля 1946-года, на должности главного конструктора. В 1949-м переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс им. Кузнецова. Под его руководством разработаны турбовинтовые двигатели ТВ-2, 2ТВ-2Ф, НК-12 (самый мощный в мире: 15000 э.л.с.), турбореактивные РД-12, РД-14, НК-4, НК-6, НК-8, НК-22, НК-23, НК-25, НК-32, НК-86, НК-88 (на водороде), НК-89 (на сжиженном газе), НК-144, турбоприводы для газоперекачивающих станций и др. Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель - винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось, кажись, даже сейчас пока никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича. ТВВД НК-93 по конструкции и принципу работы аналогичен закапотированному интегральному винтовентилятору с соосными винтами CRISP, изучаемому совместно фирмами Pratt & Whitney (США) и MTU (Германия). Фирма MTU пока испытала только уменьшенные модели двигателя CRISP в аэродинамической трубе. А если по-простому, под руководством Кузнецова созданы реактивные двигатели для Як-15, Як-17, Як-19, Ла-150, Ла-152, Ла-156, Су-9, Ан-22, Ил-62, Ил-86, Ту-95, Ту-154, Ту-144, Ту-160, Ту-22М3 и многих других отечественных самолётов... Словом, его двигатели - это история послевоенной отечественной авиации. Про ракетные двигатели промолчу. Это отдельная песня... Умер Н.Д. Кузнецов 31 июля 1995 года , похоронен на Кунцевском кладбище. Бронзовый бюст его был установлен в Самаре. Ту-160 с бортовым номером 10, базирующемуся на авиабазе в Энгельсе, было присвоено имя Николая Кузнецова Кавалер пяти орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды. Награждён 15 медалями. Лауреат Ленинской премии. Лауреат премии Совета Министров СССР. Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Доктор технических наук, профессор (1960).
|
Просмотров: 555 |
Добавил: Mig-29
| Рейтинг: 0.0/0 |
|