Главная » 2016 » Декабрь » 29 » 29 декабря 1892 года, в Казани родился Советский авиаконструктор Александр Александрович Архангельский.
07:48
29 декабря 1892 года, в Казани родился Советский авиаконструктор Александр Александрович Архангельский.
Александр Александрович АРХАНГЕЛЬСКИЙ - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Герой Социалистического Труда (1947). Лауреат Ленинской (1957) и Сталинских премий (1941, 1949, 1952). Родился 17 (29 декабря) 1892-го в Казани. Окончив гимназию в Москве, Александр в 1911-м поступил в Московский университет на физмат, но уже в 1912-м перешёл в Императорское Московское техническое училище. За время учёбы в МВТУ Архангельский стал участником воздухоплавательного кружка под руководством Н.Е. Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории. С 1915-го преподавал в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Жуковском расчётно-испытательном бюро.Окончив МВТУ в 1918-м, Архангельский стал работать в недавно созданном Центральном аэрогидродинамическом институте помощником заведующего авиационным отделом (заведующий - Андрей Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций. Совместно с Б.С. Стечкиным Александр в 1920-е годы спроектировал и построил несколько аэросаней «Арбес», ряд которых выпустили небольшими сериями. С 1922-го работал помощником у А.Н. Туполева, а с 1926-го - заместителем главного конструктора. Участвовал в проектировании всех самолётов марки АНТ. В 1932-м был назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе КБ Туполева. В 1936-м стал главным конструктором самостоятельного КБ на авиазаводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по запуску в серийное производство бомбардировщиков СБ. Ведущий конструктор первого советского скоростного фронтового бомбёра АНТ-40 (СБ), ставшего этапным для советской авиации, и его пассажирского варианта - ПС-35. С 1936 - главный конструктор бомбардировщика Ар-2 (если не ошибаюсь, это была его единственная машина, пошедшая в серию). В 1938-м Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был. А направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941-м. После начала Великой Отечественной КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева, после чего было эвакуировано в Омск. Александр Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора. В 1943-м вместе со всем персоналом КБ Туполева вернулся в Москву, где работал на авиазаводе № 156 над модернизацией пикирующего бомбардировщика Ту-2. В конце 1945-го, когда была поставлена цель по созданию стратегических бомбардировщиков Ту-4, Александр Архангельский стал правой рукой Туполева. Летом 1947-го опытная партия дальнего стратегического Ту-4 участвовала в воздушном параде над Москвой. Был ведущим конструктором АНТ-9, АНТ-40 (СБ), Ар-2, Ту-16, Ту-104, Ту-114, Ту-154, Ту-144 и др. С 1971-го Александр Архангельский работал председателем Научно-технического совета ОКБ Туполева и главным конструктором ОКБ. А.А. Архангельский умер 18 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.